Рабочая программа по информатике для 230400

Утверждена в 2011 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

Цели освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины:

  • ознакомление студентов с концептуальными основами информатики как современной комплексной фундаментальной науки, используемой для практического применения по специальности (в информационных системах).

В процессе освоения данной дисциплины студент формирует и демонстрирует следующие компетенции:

общекультурные:

  • основные сведения о дискретных структурах, используемых в персональных компьютерах, основные алгоритмы типовых численных методов решения математических задач, один из языков программирования, структуру локальных и глобальных компьютерных сетей (ОК-6);
  • работать в качестве пользователя персонального компьютера, использовать внешние носители информации для обмена данными между машинами, создавать резервные копии архивы данных и программ, использовать языки и системы программирования для решения профессиональных задач, работать с программными средствами общего назначения (ОК-3);
  • культурой мышления, способностью к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей её достижения (ОК-1);
  • методами поиска и обмена информацией в глобальных и локальных компьютерных сетях, техническими и программными средствами защиты информации при работе с компьютерными системами, включая приемы антивирусной защиты (ОК-10).

общенаучные:

  • способностью разрабатывать средства реализации информационных технологий (методические, информационные, алгоритмические и программные) (ПК-12);
  • готовностью использовать математические методы обработки, анализа и синтеза результатов профессиональных исследований (ПК-26).

Задачи дисциплины:

  • изучение основных законов и концепций информатики;
  • сбор, обработка, хранение и пересылка информации, работа с файлами;
  • изучение основных устройств ЭВМ и сетей;
  • изучение комплекса программ для работы на ЭВМ и в сетях;
  • изучение электронных таблиц Excel и базы данных Access;
  • изучение языка визуального программирования VBA для умения создавать графический интерфейс;
  • изучение языка C/C++ для написания собственных модулей по обработке информации и изучения внутренних машинных основ компьютера.

Место дисциплины в структуре ООП ВПО

Данная дисциплина относится к циклу «Математический и естественнонаучный» (к Базовой части).

Для изучения дисциплины студент должен иметь базовые знания из курса математики, физики и информатики школьного курса.

Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

В результате освоения дисциплины обучающийся должен демонстрировать следующие результаты образования:

  1. Знать (ОК-6):
    • характеристики информации, её единицы измерения;
    • современные достижения информатики, архитектуру, техническое и программное обеспечение персональных компьютеров;
    • назначение, состав и структуру современных операционных систем;
    • составление основных алгоритмов типовых численных методов решения математических задач;
    • один из языков программирования;
    • основную структуру локальных и глобальных компьютерных сетей;
    • требования к информационной безопасности.
  2. Уметь (ОК-3):
    • уверенно работать на персональном компьютере в качестве пользователя;
    • работать с программными средствами общего назначения, соответствующими современным требованиям мирового рынка;
    • работать с текстовыми документами (создание, форматирование, редактирование);
    • выполнять расчеты в среде электронных таблиц, знать назначение встроенных функций электронных таблиц;
    • создавать графические иллюстрации (диаграммы, схемы);
    • осуществлять обработку информации с помощью баз данных;
    • работать в сети интернет, осуществлять поиск информации.
  3. Владеть (ОК- 1, ОК- 10, ПК-12, ПК-26):
    • самостоятельной работой с внешними носителями информации для обмена данными между устройствами компьютера;
    • компьютерными технологиями для выполнения операций над документами, работой с электронными таблицами и базами данных;
    • приёмами антивирусной защиты;
    • навыками использования современных информационных технологий для решения прикладных задач по специальности.

Структура и содержание дисциплины

Лабораторный практикум

Образовательные технологии

В соответствии с требованиями ФГОС ВПО по направлению подготовки реализация компетентностного подхода должна предусматривать широкое использование в учебном процессе активных и интерактивных форм проведения занятий (разбор конкретных ситуаций) в сочетании с внеаудиторной работой с целью формирования и развития профессиональных навыков обучающихся. В рамках учебных курсов должны быть предусмотрены встречи с представителями российских и зарубежных компаний, государственных и общественных организаций, мастер-классы экспертов и специалистов.

Применение рейтинговой системы аттестации студентов.

Удельный вес занятий, проводимых в интерактивных формах, определяется главной целью (миссией) программы, особенностью контингента обучающихся и содержанием конкретных дисциплин, и в целом в учебном процессе они составляют 100 % лабораторных занятий. Занятия лекционного типа для соответствующих групп студентов составляют 100 % аудиторных занятий с применением слайдов.

Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины и учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов

Оценочными средствами для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины являются контрольные работы по текстовым редакторам и электронным таблицам и тесты по информации, операционным системам текстовому редактору и электронным таблицам. По разделу «Алгоритмизация и программирование» выполняются индивидуальные задания по каждой теме, а также тесты.

Список вопросов для подготовки к экзамену

Теоретические основы информатики:

  • область изучения информатики;
  • понятие «информация»; измерение количества информации;
  • виды информации;
  • свойства информации; информационные процессы;
  • кодирование информации;
  • системы счисления;
  • информационные ресурсы и информационные технологии.

Математические основы информатики. Основы логики:

  • алгебра логики;
  • логические формулы;
  • алгебра логики и двоичное кодирование;
  • логический элемент компьютера и таблицы истинности;
  • логические схемы И, ИЛИ, НЕ, И_НЕ, ИЛИ_НЕ;
  • основные законы алгебры логики;
  • составление таблиц истинности;
  • упрощение логических формул.

История и направления развития вычислительной техники. Основные классы вычислительных машин. Принципы Д. фон Неймана:

  • эволюция средств вычислительной техники;
  • поколения современных компьютеров;
  • архитектура фон Неймана;
  • принципы фон Неймана.

Основные устройства информационных и коммуникационных технологий. Устройство персонального компьютера:

  • понятие «компьютер»;
  • устройство компьютера;
  • архитектура и структура компьютера;
  • аппаратное обеспечение ПК;
  • периферийные устройства.

Программные средства информационных и коммуникационных технологий. Операционные системы. Основные этапы развития и функции операционных систем семейства Windows, MS DOS:

  • понятие «операционная система»;
  • классификация операционных систем;
  • архитектура операционных систем;
  • компоненты операционной системы;
  • запуск операционной системы;
  • обеспечение интерфейса пользователя и виды интерфейсов пользователя;
  • взаимодействие с аппаратным обеспечением;
  • организация файловой системы.

Локальные и глобальные сети ЭВМ. Защита информации в сетях:

  • компьютерная сеть;
  • задачи, решаемые при объединении компьютеров в сеть;
  • аппаратура для построения сетей;
  • локальные компьютерные сети, основные понятия;
  • файловый сервер, технология «клиент-сервер»;
  • основные топологии компьютерных сетей;
  • виды сетевого кабеля;
  • глобальные сети, Интернет, история возникновения;
  • основные сервисы (службы);
  • протоколы Интернета, доменные адреса, браузеры, поисковые системы;
  • защита информации в локальных и глобальных компьютерных сетях.

Программное обеспечение персонального компьютера:

  • понятие «программное обеспечение»;
  • классификация программного обеспечения;
  • системное программное обеспечение;
  • прикладное программное обеспечение;
  • классификация прикладного программного обеспечения;
  • программные средства общего назначения;
  • программные средства специального назначения;
  • программные средства профессионального уровня.

Обработка данных средствами электронных таблиц (MS Excel):

  • понятие «Электронные таблицы»;
  • ввод информации в MS Excel (ввод числовых значений, ввод текстовых значений, ввод даты и времени, ввод примечаний, ввод формул);
  • сохранение рабочей книги;
  • редактирование листа Excel;
  • выделение ячеек и диапазонов;
  • очистка и удаление ячеек;
  • отмена, возврат и повторение команд;
  • вырезание, копирование и вставка для перемещения данных;
  • перемещение ячеек перетаскиванием;
  • добавление строк и столбцов к листу;
  • форматирование листа; форматирование ячеек;
  • изменение ширины столбцов и высоты строк;
  • обработка чисел в формулах и функциях;
  • встроенные функции; ошибки в функциях;
  • абсолютные и относительные ссылки;
  • использование имен диапазонов в функциях;
  • установка связей между листами;
  • построение диаграмм и графиков.

Системы управления базами данных. Базы данных (MS Access):

  • введение в банки данных;
  • понятие банка данных;
  • компоненты банка данных;
  • пользователи банков данных;
  • классификация банков данных;
  • классификация баз данных;
  • классификация СУБД;
  • модели данных;
  • взаимосвязи в модели данных, обзор моделей данных;
  • иерархическая модель;
  • сетевая модель данных;
  • реляционная модель данных;
  • постреляционная модель;
  • объектно-ориентированная модель;
  • реляционная база данных MS Access;
  • понятие базы данных; особенности базы данных Access;
  • структура базы данных;
  • ключевые поля и связи;
  • первичный и внешний ключ;
  • типы связей; целостность данных;
  • типы данных;
  • разработка структуры базы данных и содержимого таблиц;
  • этапы проектирования таблиц;
  • создание таблиц; формирование схемы данных;
  • формирование запросов;
  • особенности запросов и фильтров;
  • типы запросов; создание форм;
  • режимы работы с формами;
  • формирование отчетов.

Моделирование и формализация:

  • моделирование как метод познания;
  • классификация моделей;
  • методы и технологии моделирования.

Правовые аспекты информатики:

  • введение в интеллектуальную собственность;
  • авторское право;
  • передача и защита авторских и смежных прав;
  • передача прав на произведение авторского права;
  • защита прав;
  • защита прав на программное обеспечение;
  • информационная безопасность государства и гражданина.

Компьютерная графика:

  • области применения компьютерной графики;
  • виды компьютерной графики;
  • растровая графика;
  • форматы растровых графических файлов;
  • векторная графика;
  • векторная графика в Интернете;
  • цветовые модели и их виды;
  • цветовая модель RGB;
  • цветовая модель HSB;
  • модель CMY (Cyan Magenta Yellow);
  • цветовая модель CMYK;
  • цветовая модель Lab.

Основы алгоритмизации и программирования:

  • классификация программного обеспечения;
  • цикл жизни программного обеспечения;
  • этапы создания программ;
  • общесистемные принципы создания программ;
  • технологии и парадигмы программирования;
  • трансляция и интерпретация программ;
  • среды и реализации языков программирования;
  • структуры управления и подпрограммы;
  • альтернативы; циклы; операторы перехода;
  • подпрограммы, процедуры и функции;
  • передача параметров; рекурсия;
  • технология структурного программирования;
  • понятие структурного программирования;
  • методы структурного программирования;
  • модульное программирование;
  • технология объектно-ориентированного программирования;
  • объектно-ориентированный подход;
  • основные понятия объектно-ориентированного программирования;
  • принципы объектно-ориентированного программирования (инкапсуляция, наследование и полиморфизм);
  • методы;
  • свойства;
  • тестирование, отладка программ;
  • программные ошибки;
  • ход тестирования;
  • методы тестирования;
  • алгоритмы и их разработка;
  • понятие алгоритма и его свойства;
  • представление алгоритма и псевдокод;
  • алгоритм последовательного поиска;
  • алгоритм двоичного поиска (дихотомия);
  • алгоритм сортировки методом вставки.

Алгоритмизация и программирование в С/С++:

  • структура программы;
  • структура и типы данных, описание переменных;
  • арифметические и логические операции Си;
  • функции ввода и вывода; потоковый ввод и вывод;
  • операторы простые и структурированные, операторы управления;
  • разновидности оператора присваивания в Си;
  • массивы;
  • особенности работы с двумерными и одномерными массивами;
  • ввод и вывод массивов;
  • обработка элементов массивов;
  • алгоритмы перестановки элементов в массивах двумерных и одномерных;
  • алгоритмы нахождения максимального и минимального элемента в двумерном и одномерном массивах. алгоритмы вычисления числовых рядов; препроцессор Си.

Visual Basic Application (VBA):

  • техника написания кода:
    • типы данных;
    • описание и объявление переменных;
    • функции преобразования типов данных;
    • ввод и вывод данных; инструкция присваивания;
    • объявление массивов фиксированной длины;
    • установка верхних и нижних границ массивов;
    • доступ к элементу массива;
    • обработка массивов; процедуры;
    • конструкции принятия решения (условные и выбора);
    • конструкции повтора (циклы);
  • работа с объектами:
    • понятие объекта, метода, свойства;
    • связь VBA с Excel (способы передачи данных из Excel в VBA, и обратно);
    • управление объектами с помощью свойств;
    • использование методов в коде;
    • создание объектов (элементы управления группы набора Toolbox);
    • понятие события;
    • создание функции отклика.

Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

основная литература

  1. Информатика: учеб. Пособие. Ч.1/Т.Ю. Бугакова, С.Ю. Кацко, С.А. Егорова, Н.В. Деева, С.А. Баландина , Е.В. Михайлович; под общ. ред. С.Ю. Кацко. – Новосибирск: СГГА, 2010, – 234 с.
  2. Информатика: учеб. Пособие. Ч.2/С.М. Горбенко, Т.Ю. Бугакова , С.Ю. Кацко, Н.П. Артемьева, Е.В. Михайлович; под общ. ред. С.Ю. Кацко – Новосибирск: СГГА, 2010. – 260 с.
  3. Информатика: учеб. Пособие. Ч.3/ С.М. Горбенко, С.Ю. Кацко, Н.П. Артемьева, С.А. Егорова, Н.В. Деева, С.А. Вдовин; под общ. ред. С.Ю. Кацко – Новосибирск: СГГА, 2011. – 168 с.
  4. Егорова С.А. Алгоритмизация и программирование. Сб. лаб. работ. – Новосибирск: СГГА, 2010. – 57 с.
  5. Сырецкий Г.А. Информатика. Фундаментальный курс. Учебник для вузов. Том 1. Основы информационной и вычислительной техники. – СПб: БХВ-Петербург, 2005. – 940 с.
  6. Сырецкий Г.А. Информатика. Фундаментальный курс. Учебник для вузов. Том 2. Информационные технологии и системы. – СПб: БХВ-Петербург, 2007. – 848 с.

дополнительная литература

  1. Под редакцией проф. Н. В. Макаровой. Информатика. Учебник для студентов экономических ВУЗов. М.: Финансы и статистика, 2000. – 786с.
  2. Под редакцией проф. Н. В. Макаровой. Информатика. Практикум по технологии работы на компьютере. М.: Финансы и статистика, 2000. – 256 с.: ил.
  3. Под ред. С. В. Симоновича. Информатика. Базовый курс. Учебник для ВУЗов. – СПб.: Питер Ком, 2000. – 640 с.: ил.

программное обеспечение и Интернет-ресурсы

  1. http://wikipedia.org

Материально-техническое обеспечение дисциплины

Материально-техническое обеспечение дисциплины предполагает использование персональных компьютеров, мультимедийных средств; интерактивной доски, электронных презентационных материалов, электронно-методических комплексов по дисциплине «Информатика».

Программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС ВПО с учетом рекомендаций и ПрООП ВПО по направлению и профилю подготовки с использованием материалов УМК-комплексов.

Автор программы: доцент каф. прикладной информатики СГГА Егорова С.А.