Рабочая программа по информатике для 222000

Утверждена в 2011 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

Цели освоения дисциплины

Цели и задачи дисциплины:

  • ознакомление с основами инфокоммуникационных технологий, включая:
    • понятия информации, информационных процессов и ресурсов, меры информации;
    • способы представления информации в компьютерах, системы счисления, арифметические операции над числами, алгебру логики и логические операции;
    • понятие алгоритма, модели, компьютерное моделирование, вычислительный процесс, язык программирования, численные алгоритмы решения инженерных и научно-технических задач;
    • архитектуру ЭВМ и микропроцессоров, накопление и хранение информации;
    • элементы теории передачи информации, модели сигналов и помех, элементы теории массового обслуживания, каналы передачи данных, виды и модели сигналов, каналы передачи данных и их характеристики;
    • методы передачи данных по каналам связи, способы коммутации данных, эталонную модель взаимодействия открытых систем;
    • методы доступа к среде передачи данных; контроль передачи информации, принципы помехоустойчивого кодирования;
    • контроль и защиту информации, обеспечение достоверности, сохранности и конфиденциальности информации, защиту информации от утечки по техническим каналам, разграничение доступа к информации.

Место дисциплины в структуре ООП ВПО

Дисциплина «Информатика» относится к циклу Б2 – Математический и естественнонаучный цикл. Требования к начальной подготовке соответствуют требованиям, предъявляемым к выпускникам средних школ по математике, физике и информатике при поступлении.

Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины (модуля)

Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций:

  • способен понимать сущность и значение информации в развитии современного информационного общества, сознавать опасности и угрозы, возникающие в этом процессе, соблюдать основные требования информационной безопасности, в том числе защиты государственной тайны (ОК-11);
  • способен использовать инструментальные средства (в том числе пакеты прикладных программ) для решения прикладных инженерно-технических и технико-экономических задач, планирования и проведения работ по проекту (ПК-1);
  • способен использовать информационно-коммуникационные технологии, управлять информацией с использованием прикладных программ деловой сферы деятельности, использовать сетевые компьютерные технологии и базы данных в своей предметной области, пакеты прикладных программ для анализа, разработки и управления проектом (ПК-2);
  • способен применять современные методы исследования и моделирования проекта с использованием вычислительной техники и соответствующих программных комплексов (ПК-11).

В результате освоения дисциплины обучающийся должен:

  1. Знать:
    • Сущность и значение информации в развитии современного информационного общества, опасности и угрозы, возникающие в этом процессе, основные требования, предъявляемые к информационной безопасности, в том числе защиты государственной тайны (ОК-11).
  2. Уметь:
    • Использовать инструментальные средства (в том числе пакеты прикладных программ) для решения прикладных инженерно-технических и технико-экономических задач, планирования и проведения работ по проекту, использовать сетевые компьютерные технологии и базы данных в своей предметной области, пакеты прикладных программ для анализа, разработки и управления проектом (ПК-1, ПК-2).
  3. Владеть:
    • Владеть способами применения современных методов исследования и моделирования проекта с использованием вычислительной техники и соответствующих программных комплексов (ПК-11).

Объем дисциплины и виды учебной работы

Структура и содержание дисциплины (модуля)

Лабораторные работы

Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины и учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов

Таблица - Балльные оценки для элементов контроля (Лекции, лаб. работы).

(1-ый семестр)

Таблица - Пересчет баллов в оценки за контрольные точки

Таблица – Пересчет суммы баллов в традиционную и международную оценку

Вопросы к экзамену

  1. Информация: данные и методы. Количество информации.
  2. Предмет информатики. Приложения информатики.
  3. Позиционные системы счисления.
  4. Основные понятия алгебры логики.
  5. Кодирование целых и действительных чисел.
  6. Состав вычислительной системы. Аппаратное обеспечение.
  7. Программное обеспечение персонального компьютера.
  8. Классификация прикладных программных средств.
  9. Классификация служебных программных средств.
  10. Архитектура вычислительной системы. Принцип фон Неймана.
  11. Базовая аппаратная конфигурация персонального компьютера.
  12. Внутренние устройства системного блока.
  13. Периферийные устройства персонального компьютера.
  14. Состав и функции операционных систем персонального компьютера.
  15. Организация файловой системы и обслуживание файловой структуры персонального компьютера.
  16. Операционная система MS DOS. Интерфейс командной строки. Файловая система. Внутренние и внешние команды.
  17. Операционная система Windows. Основные объекты и приемы управления работой оборудования и приложений.
  18. OC Windows. Обеспечение взаимодействия с аппаратным обеспечением. Программные средства обслуживания компьютера.
  19. OC Windows. Служебные приложения. Сервисные программы. Файловые менеджеры.
  20. Сжатие данных. Программы-архиваторы.
  21. Компьютерные вирусы и антивирусные программы.
  22. Обеспечение безопасности в OC Windows.
  23. Текстовый процессор Word. Основные приемы работы с текстом. Специальные средства редактирования текста. Дополнительные возможности текстового процессора.
  24. Текстовый процессор Word. Средства автоматизации разработки документов. Создание комплексных текстовых документов. Работа с таблицами, диаграммами, редактором формул и графическими объектами.
  25. Обработка данных средствами электронных таблиц Microsoft Excel.
  26. Основные понятия баз данных. Проектирование баз данных. Классификация СУБД.
  27. Реляционные базы данных. Общая характеристика СУБД Access.
  28. СУБД Access. Проектирование и создание таблиц и запросов. Типы запросов. Формы, отчеты.
  29. Компьютерные сети. Физические и логические топологии.
  30. Основные понятия Internet. Коммуникативные сервисы Internet.
  31. Поиск и передача информации в сети Internet.
  32. Создание и публикация Web-документов.
  33. Понятие алгоритма. Алгоритмические языки низкого и высокого уровня.
  34. Компиляторы и интерпретаторы.
  35. Интегрированные системы программирования. Среды быстрого проектирования программ.
  36. Архитектура программных систем.
  37. Основные понятия языка VBA.
  38. Создание функций пользователя.
  39. Встроенные типы данных, Переменные, Массивы переменных.
  40. Операции языка VBA.
  41. Встроенные функции VBA.
  42. Операторы языка: Оператор присваивания, Оператор комментариев, Процедуры, Операторы управления, Операторы повтора.
  43. Встроенные диалоговые окна.
  44. Окно ввода информации.
  45. Встроенные диалоговые окна для обмена сообщениями.
  46. Диалоговые окна пользователей.
  47. Решение задач на линейный процесс.
  48. Решение задач на разветвляющийся процесс.
  49. Решение задач на циклический процесс.
  50. Работа с данными рабочего листа Excel.
  51. Решение задач с подпрограммами.

Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

основная литература

  1. Акулов О.А. Информатика: базовый курс: учеб. Для студентов вузов, бакалавров, магистров, обучающихся по направлениям 552800, 654600 “Информатика и вычислительная техника” / О.А. Акулов, Н.В. Медведев. – 4-е изд., стер. – М.: Омега Л, 2007.- 560 с.
  2. Степанов А.Н. Информатика. Учебник для вузов. 6-е изд. – СПб.: Питер, 2010.- 720 с.
  3. Макарова Н.В. Информатика. Учебник для вузов. 3-е изд. – М.: Финансы и статистика, 2009.- 768 с.
  4. Кологривов В.А. Информатика Учебно-методическое пособие по лабораторному практикуму и курсовой работе. Для студентов специальности “Средства связи с подвижными объектами” по дисциплине «Информатика». – Томск: ТУСУР, 2010.- 25 с.

дополнительная литература

  1. Могилев А.В., Пак Н.И., Хеннер Е.К. Информатика. - М.: Академия, 2009.- 848 с.
  2. Острейковский В.А. Информатика. – М.: Книга по требованию, 2010.- 602 с.
  3. Острейковский В.А., Полякова И.В. Информатика. Теория и практика. – М.: Оникс, 2008.- 608 с.
  4. Истомин Е.П. Неклюдов С.Ю. Романченко В.И. Информатика и программирование: Учебник для вузов. Изд. 2-е. – М.: Андреевский издательский дом, 2008.- 248 с.
  5. Соболь Б.В., Галин А.Б., Панов Ю.В. и др. Информатика: Учебник. Высшее образование. – М.: Феникс, 2007.- 446 с.
  6. Топоркова О.М. Информатика: Учебн. пособ. – Калининград: КГТУ, 2001.- 205 с.
  7. Шауцукова Л.З. Информатика, 10-11. – М.: Просвещение, 2000.- 420 c.

программное обеспечение и Интернет-ресурсы

Офисные приложения: MS Office, Open Office, Правовые системы: Гарант, Консультант.

Прикладное программное обеспечение (ППО): 1С, Project Expert, Audit Expert.

Браузеры: Opera, Internet Explorer.

Архиваторы:WinRar, WinZip, 7Z.

Материально-техническое обеспечение дисциплины

Терминальные классы ауд. 425 – 10 персональных рабочих мест объеденных в сеть, ауд. 427 - 10 персональных рабочих мест, объединенных в сеть, ауд.445 - 10 персональных рабочих мест, объединенных в сеть.

Программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС ВПО с учетом рекомендаций и ПрООП ВПО по направлению и профилю подготовки.

Автор программы: к.т.н., ст.преподаватель кафедры прикладной информатики СГГА Михайлович Е.В.