Рабочая программа по информатике для 221700

Утверждена в 2011 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

Цели освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины:

  • формирование необходимого объема знаний по информатизации современного общества и информационным технологиям, и использования этих знаний информатики в технологии приборостроения (оптики).

В процессе освоения данной дисциплины студент формирует следующие компетенции:

  • способность использовать в социальной жизнедеятельности, в познавательной и профессиональной деятельности навыки работы с компьютером, работать с информацией в глобальных компьютерных сетях (ОК-16);
  • способность и готовность приобретать с большой степенью самостоятельности новые знания, используя современные образовательные и информационные технологии (ОК-4).

Задачи дисциплины:

  • изучение основных законов и концепций информатики;
  • сбор , обработка, хранение, передача и накопление, защита информации;
  • технические и программные средства реализации информационных процессов;
  • компьютерное моделирование, модели решения функциональных и вычислительных задач;
  • изучение языков программирования (Borland Pascal, Delphi);
  • основы компьютерной коммуникации, сетевой сервис.

Место дисциплины в структуре ООП ВПО

Дисциплина Информатика относится к циклу Б2 - Математический и естественнонаучный цикл. Требования к начальной подготовке соответствует требованиям, предъявляемым к выпускникам средних школ по математике, физике и информатики при поступлении.

Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

В результате освоения дисциплины обучающийся должен демонстрировать следующие результаты образования:

  1. Знать (ОК-16, ОК-4):
    • основные сведения о дискретных структурах, используемых в персональных компьютерах, основные алгоритмы типовых численных методов математических задач, один из языков программирования, структуру локальных и глобальных компьютерных сетей.
  2. Уметь (ОК-16, ОК-4):
    • работать в качестве пользователя персонального компьютера, использовать внешние носители информации для обмена данными между машинами, создавать резервные копии, архивы данных и программ, работать с программными средствами общего назначения.
  3. Владеть (ОК-16, ОК-4):
    • навыками применения стандартных программных средств в области технического регулирования и метрологии.

Объем дисциплины и виды учебной работы

Структура и содержание дисциплины (модуля)

Лабораторный практикум

Образовательные технологии

В соответствии с требованиями ФГОС ВПО по направлению подготовки реализация компетентностного подхода должна предусматривать широкое использование в учебном процессе активных и интерактивных форм проведения занятий (разбор конкретных ситуаций) в сочетании с внеаудиторной работой с целью формирования и развития профессиональных навыков обучающихся. В рамках учебных курсов должны быть предусмотрены встречи с представителями российских и зарубежных компаний, государственных и общественных организаций, мастер-классы экспертов и специалистов.

Применение рейтинговой системы аттестации студентов.

Удельный вес занятий, проводимых в интерактивных формах, определяется главной целью (миссией) программы, особенностью контингента обучающихся и содержанием конкретных дисциплин, и в целом в учебном процессе они должны составлять не менее 50% аудиторных занятий (определяется требованиями ФГОС с учетом специфики ООП). Занятия лекционного типа для соответствующих групп студентов не могут составлять более 50% аудиторных занятий (определяется соответствующим ФГОС).

Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины и учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов

Список вопросов для подготовки к зачету

  1. Понятие информация и количество информации.
  2. Виды и свойства информации.
  3. Кодирование информации.
  4. Системы счисления.
  5. Логические высказывания, логические операции и логические отношения. Законы алгебра логики.
  6. Состав ПК. Назначение основных устройств.Функциональная схема ПК.
  7. Понятие программа. Виды программ. Операционные системы(ОС).
  8. Классификация ОС. Элементы интерфейса WINDOWS.
  9. Основные технологические принципы WINDOWS.
  10. Файловая система WINDOWS.
  11. Компьютерные вирусы. Защита от вирусов.
  12. Текстовый редактор MS WORD.
  13. Создание документов, форматирование символов и абзацев.
  14. Оформление страницы. Понятие о шаблонах и стилях.
  15. Редактор формул в MS WORD.
  16. Электронные таблицы. ЭТ EXCEL.
  17. Создание документов. Основной структурный элемент ЭТ EXCEL
  18. Относительный и абсолютный адрес ячейки
  19. Работа с формулами, функциями, копирование формул
  20. Матричные операции в EXCEL. Построение графиков и диаграмм в MS EXCEL.
  21. Базы данных(БД). Системы управления управления базами данных(СУБД). Назначение и основные понятия. СУБД ACCESS.
  22. Основные объекты СУБД. Создание таблиц, работа с формами. Виды запросов. Запрос на выборку. Отчеты в СУБД ACCESS.
  23. Сжатие данных.
  24. Компьютерная графика.Растровая и векторная графика, достоинства и недостатки
  25. Решение задач на ПЭВМ. Постановка задачи.
  26. Модели. Классификация моделей. Информационная модели.
  27. Понятие алгоритма . Виды алгоритмов.
  28. Основы построения программ на языках высокого уровня. Структура программы на Borland Pascal.Типы данных и основные операторы. Подпрограммы и модули. Подключение к программе стандартных модулей.
  29. Технология объектно–ориентированного программирования. Основные понятия.
  30. Визуальное программирование. Интегрированная среда разработки программ Delphi.Основные компоненты Delphi. Интерфейс Delphi. Классы, Объекты, свойства, методы.
  31. Разработка приложений в Delphi. Разработка интерфейса и определение функциональности приложений в Delphi .
  32. Компьютерные сети. Локальные и глобальные сети, Интернет.
  33. Основные службы Интернета. Электронный документ.( WEB документ). Браузеры. Поисковые системы. Защита информации в компьютерных сетях.

Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

основная литература

  1. Информатика: учеб. пособие. Ч. 1 / Т.Ю. Бугакова, С.Ю. Кацко, С.А. Егорова, Н.В. Деева, Н.А. Баландина, Е.В. Михайлович; под общ. ред. С.Ю. Кацко. – Новосибирск: СГГА, 2010. – 234 с.
  2. Информатика: учеб. пособие. Ч. 2 / С.М. Горбенко, Т.Ю. Бугакова, С.Ю. Кацко, Н.П. Артемьева, Е.В. Михайлович; под общ. ред. С.Ю. Кацко – Новосибирск: СГГА, 2010. – 260 с.
  3. Информатика: учеб. пособие. Ч. 3 / С.М. Горбенко, С.Ю. Кацко, Н.П. Артемьева, С.А. Егорова, Н.В. Деева, С.А. Вдовин; под общ. ред. С.Ю. Кацко – Новосибирск: СГГА, 2011. – 168 с.
  4. Информатика. Базовый курс. 2-е издание / Под ред. Симоновича С.В. – СПб.: Питер, 2005. – 640 с.
  5. Могилев, А.В. Информатика / А.В. Могилев, Н.И. Пак, Е.К. Хеннер. – М.: Academia, 2004. – 848 с.
  6. В.Фаронов. Delphi 6 Серия Учебный курс. Санкт-Петербург, 2002.
  7. Владимир Гофман, Анатолий Хоменко Delphi.Быстрый старт, 2002.
  8. В.Г. Олифер, Н.А.Олифер Компьютерные сети, Принципы, технологии.

дополнительная литература

  1. С.В.Глушаков,А.С.Сурядный OFFICE 2007 Учебный курс 2008
  2. Э.С.Таненбаум Архитектура компьютера,2003
  3. С.А.Немнюгин TURBO- РАSCАL .Программирование на языке высокого уровня. Учебник для вузов.2003.
  4. Г.А. Сырецкий Фундаментальный курс.Учебник для вузов.том 1 Основы информационной и вычислительной техники Санкт-Петербург 2005
  5. Г.А.Сырецкий Фундаментальный курс.Учебник для вузов.том 2.
  6. Т.А.Павловская Паскаль .Программирование на языке высокого уровня ,2003.

программное обеспечение и Интернет-ресурсы

  1. Операционная система WINDOWS XP
  2. MS OFFICE 2007, 2010
  3. Интернет-браузеры

Материально-техническое обеспечение дисциплины

Материально-техническое обеспечение дисциплины предполагает использование персональных компьютеров, мультимедийных средств: интерактивной доски, проектора.

Программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС ВПО с учетом рекомендаций и ПрООП ВПО по направлению и профилю подготовки с использованием материалов УМК-комплексов.

Автор программы: ст. преподаватель кафедры прикладной информатики СГГА Артемьева Н.П.