Рабочая программа по информатике для 120100

Утверждена в 2011 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

Цели освоения дисциплины

Целями освоения дисциплины ИНФОРМАТИКА являются:

  • ознакомление студентов с концептуальными основами информатики как современной комплексной фундаментальной науки, используемой для практического применения по специальности.

В процессе освоения данной дисциплины студент формирует и демонстрирует следующие общекультурные компетенции:

  • способностью представить современную картину мира на основе целостной системы естественно-научных и математических знаний, ориентироваться в ценностях бытия, жизни, культуры (ОК-1);
  • умение самостоятельно формулировать проблему и решать ее при помощи средств информатики (ОК-4);
  • умением создавать и редактировать тексты профессионального назначения (ОК-6);
  • культурой мышления, способностью к обобщению, анализу, критическому осмыслению, систематизации, прогнозированию, постановке целей и выбору путей их достижения, умением анализировать логику рассуждений и высказываний (ОК-9);
  • способностью самостоятельно применять методы и средства познания, обучения и самоконтроля для приобретения новых знаний и умений, в том числе в новых областях, непосредственно не связанных со сферой деятельности, развития социальных и профессиональных компетенций (ОК-10);
  • способностью самостоятельно приобретать с помощью информационных технологий и использовать в практической деятельности новые знания и умения, в том числе в новых областях знаний, непосредственно не связанных со сферой деятельности (ОПК- 2);
  • способностью на научной основе организовать свой труд, самостоятельно оценить результаты своей деятельности, владением навыками самостоятельной работы, в том числе в сфере проведения научных исследований (ОПК-4);
  • способностью самостоятельно или в составе группы вести научный поиск, реализуя специальные средства и методы получения нового знания (ОПК-6);
  • способностью понимать сущность и значение информации в развитии современного информационного общества, сознавать опасности и угрозы, возникающие в этом процессе, соблюдать основные требования информационной безопасности, в том числе защиты государственной тайны (ОПК-7);
  • готовностью получать и обрабатывать инженерно-геодезическую информацию об инженерных сооружениях и их элементах для соблюдения проектной геометрии сооружения при его строительстве и эксплуатации (ПК-18).
  • владением основными методами, способами и средствами получения, хранения, переработки информации, наличием навыков работы с компьютером как средством управления информацией (ОГЖ-8).

Задачи дисциплины:

  • изучение основных законов и концепций информатики;
  • сбор, обработка, хранение и пересылка информации, работа с файлами;
  • изучение основных устройств ЭВМ и сетей;
  • изучение комплекса программ для работы на ЭВМ и в сетях;
  • изучение языка VBA для разработки собственных модулей при обработке информации.

Место дисциплины в структуре ООП ВПО

Данная дисциплина относится к циклу «Математический и естественнонаучный» (к его Базовой части).

Для изучения дисциплины студент должен иметь базовые знания из курса математики, физики и информатики школьного курса.

Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

В результате освоения дисциплины обучающийся должен:

  1. Знать:
    • понятие информации (ОК-1);
    • общую характеристику процесса сбора, передачи, обработки и накопления информации (ОК-9);
    • технические и программные средства реализации информационных процессов(ОК-6);
    • языки программирования высокого уровня, базы данных, программное обеспечение и технологии программирования, глобальные и локальные сети электронно-вычислительных машин (ОК-4).
  2. Уметь:
    • обладать способностью представить современную картину мира на основе целостной системы естественно-научных и математических знаний, ориентироваться в ценностях бытия, жизни, культуры (ОК-1);
    • создавать и редактировать тексты профессионального назначения (ОК-6).
  3. Владеть:

общекультурными (ОК):

    • культурой мышления, способностью к обобщению, анализу, критическому осмыслению, истематизации, прогнозированию, постановке целей и выбору путей их достижения, умением анализировать логику рассуждений и высказываний (ОК-9);
    • способностью самостоятельно применять методы и средства познания, обучения и самоконтроля для приобретения новых знаний и умений, в том числе в новых областях, непосредственно не связанных со сферой деятельности, развития социальных и профессиональных компетенций (ОК-10).

общепрофессиональными:

    • способностью самостоятельно приобретать с помощью информационных технологий и использовать в практической деятельности новые знания и умения, в том числе в новых областях знаний, непосредственно не связанных со сферой деятельности (ОПК- 2);
    • способностью на научной основе организовать свой труд, самостоятельно оценить результаты своей деятельности, владением навыками самостоятельной работы, в том числе в сфере проведения научных исследований (ОПК-4);
    • способностью самостоятельно или в составе группы вести научный поиск, реализуя специальные средства и методы получения нового знания (ОПК-6);
    • способностью понимать сущность и значение информации в развитии современного информационного общества, сознавать опасности и угрозы, возникающие в этом процессе, соблюдать основные требования информационной безопасности, в том числе защиты государственной тайны (ОПК-7);
    • основными методами, способами и средствами получения, хранения, переработки информации, наличием навыков работы с компьютером как средством управления информацией (ОГЖ-8);
    • готовностью получать и обрабатывать инженерно-геодезическую информацию об инженерных сооружениях и их элементах для соблюдения проектной геометрии сооружения при его строительстве и эксплуатации
    • (ПК-18).

Структура и содержание дисциплины

Лабораторный практикум

Образовательные технологии

В соответствии с требованиями ФГОС ВПО по направлению подготовки реализация компетентностного подхода должна предусматривать широкое использование в учебном процессе активных и интерактивных форм проведения занятий (разбор конкретных ситуаций) в сочетании с внеаудиторной работой с целью формирования и развития профессиональных навыков обучающихся. В рамках учебных курсов должны быть предусмотрены встречи с представителями российских и зарубежных компаний, государственных и общественных организаций, мастер-классы экспертов и специалистов.

Применение рейтинговой системы аттестации студентов.

Удельный вес занятий, проводимых в интерактивных формах, определяется главной целью (миссией) программы, особенностью контингента обучающихся и содержанием конкретных дисциплин, и в целом в учебном процессе они составляют 100 % лабораторных занятий. Занятия лекционного типа для соответствующих групп студентов составляют 100 % аудиторных занятий с применением слайдов.

Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины и учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов

Оценочными средствами для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины являются контрольные работы по текстовым редакторам и электронным таблицам и тесты по информации, операционным системам текстовому редактору и электронным таблицам. По разделу «Алгоритмизация и программирование» выполняются индивидуальные задания по каждой теме.

Список вопросов для подготовки к зачету

  1. Информация в материальном мире
  2. Свойства информации
  3. Носители данных
  4. Операции с данными
  5. Кодирование информации в ЭВМ
  6. Кодирование целых и вещественных чисел
  7. Кодирование текстовых данных
  8. Кодирование графических данных
  9. Системы счисления
  10. Логические основы ЭВМ
  11. Основные структуры данных
  12. Файлы и файловая структура
  13. Понятие о файловой структуре
  14. Технические и программные средства реализации информационных процессов
  15. Упрощённая структура персонального компьютера
  16. Операционные системы. Основные понятия
  17. Модели в информационных процессах
  18. Типы моделей
  19. Классификация моделей
  20. Основные виды локальных сетей
  21. Оборудование для организации сетей
  22. Протоколы для работы с электронной почтой
  23. Операционная система WINDOWS
  24. Изменение вида рабочего стола и настройка параметров WINDOWS
  25. Работа с файлами и папками
  26. Окно MS WORD 2007
  27. Параметры страницы документа
  28. Параметры абзаца
  29. Оформление символов и текста документа
  30. Исправление текста
  31. Перемещение (копирование) текста и графики
  32. Создание рисунков
  33. Создание таблицы
  34. Заполнение таблицы
  35. Модификация таблицы
  36. Добавление строк (столбцов)
  37. Удаление строк (столбцов), ячеек
  38. Ввод уравнений и специальных символов
  39. Ввод списков
  40. Использование объектов других программ
  41. Запуск Excel
  42. Элементы окна Excel 2007
  43. Ввод и редактирование данных
  44. Простое копирование
  45. Специальное копирование
  46. Автоматическое заполнение
  47. Ссылки на ячейки других таблиц
  48. Установка высоты и ширины ячеек
  49. Операции над рабочими листами
  50. Оформление таблиц
  51. Вставка примечаний
  52. Простое суммирование
  53. Функции в Excel
  54. Мастер функций
  55. Использование статических функций
  56. Функции даты и времени
  57. Финансовые функции
  58. Использование нескольких несмежных областей в формулах массивов
  59. Индикация формул в ячейках
  60. Решение систем линейных уравнений
  61. Рисование в Excel
  62. Редактирование объектов рисования
  63. Построение диаграмм и редактирование диаграмм
  64. Редактирование текста заголовка
  65. Редактирование разметки осей
  66. Редактирование поля графика
  67. Динамическая связь данных
  68. Печать диаграмм
  69. Печать рабочего листа с линиями сетки
  70. Основные понятия языка VBA
  71. Создание функций пользователя VBA
  72. Встроенные типы данных VBA
  73. Объявление переменных VBA
  74. Объявление массивов переменных VBA
  75. Объявление констант VBA
  76. Операции языка VBA
  77. Встроенные функции VBA
  78. Функции пользователя VBA
  79. Оператор присваивания VBA
  80. Оператор комментариев VBA
  81. Процедуры VBA
  82. Операторы управления VBA
  83. Операторы повтора VBA
  84. Встроенные диалоговые окна VBA
  85. Окно ввода информации VBA
  86. Встроенные диалоговые окна для обмена сообщениями VBA
  87. Диалоговые окна пользователей VBA

Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

основная литература

  1. Информатика: учеб. Пособие. Ч.1/Т.Ю. Бугакова, С.Ю. Кацко, С.А. Егорова, Н.В. Деева, С.А. Баландина , Е.В. Михайлович; под общ. Ред. С.Ю. Кацко. – Новосибирск: СГГА, 2010, – 234 с.
  2. Информатика: учеб. Пособие. Ч.2/С.М. Горбенко, Т.Ю. Бугакова , С.Ю. Кацко, Н.П. Артемьева, Е.В. Михайлович; под общ. Ред. С.Ю. Кацко – Новосибирск: СГГА, 2010. – 260 с.
  3. Информатика: учеб. Пособие. Ч.3/ С.М. Горбенко, С.Ю. Кацко, Н.П. Артемьева, С.А. Егорова, Н.В. Деева, С.А. Вдовин; под общ. Ред. С.Ю. Кацко – Новосибирск: СГГА, 2011. – 168 с.
  4. Егорова С.А., и др. Информатика. Метод. Указания к лабораторным работам для студентов 1-го и 2-го курсов. – Новосибирск: СГГА, 1999.
  5. Горбенко С. М. Основы информатики. Ч 3.Новосибирск: СГГА, 1998. –93 с.: ил.
  6. Егорова С. А., Т. С. Зайцева, В. В. Комиссаров, М. И. Кузьмин, М. М. Михалицин, Н. Э. Унру. Информатика. – Новосибирск: СГГА, 1999 – 60 с.
  7. Гюнтер Штайнер Word 2000 – М.:”Бином”, 2000. – 346 с.: ил.
  8. Каймин В. А. Информатика. Учебник для ВУЗов. – 2000. – 272 с.: ил.
  9. Под редакцией проф. Н. В. Макаровой. Информатика. Учебник для студентов экономических ВУЗов. М.: Финансы и статистика, 2000. – 786с.
  10. Под редакцией проф. Н. В. Макаровой. Информатика. Практикум по технологии работы на компьютере. М.: Финансы и статистика, 2000. – 256 с.: ил.
  11. Под ред. С. В. Симоновича. Информатика. Базовый курс. Учебник для ВУЗов. – СПб.: Питер Ком, 2000. – 640 с.: ил.
  12. Столяров А., Столярова Е. «Шпаргалка по Excel 7.0» Windows 95. Учебник. Самоучитель. Справочник. – М.: «Вербо», 1997. – 260 с.: ил.

дополнительная литература

  1. Богумирский Борис. Энциклопедия. Windows 98 (второе издание). – СПб.: Питер Ком, 1999. – 896 с.: ил.
  2. Визе Макс. Excel 7.0 для Windows 95. Русская версия. Под ред. С. Молявко. – М.: «Бином»., 1996. – 240 с.: ил.

программное обеспечение и Интернет-ресурсы

  1. http://wikipedia.org

Материально-техническое обеспечение дисциплины

Материально-техническое обеспечение дисциплины предполагает использование персональных компьютеров, мультимедийных средств; интерактивной доски, электронных презентационных материалов, электронно-методических комплексов по дисциплине «Информатика».

Программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС ВПО с учетом рекомендаций и ПрООП ВПО по направлению и профилю подготовки с использованием материалов УМК-комплексов.

Автор программы: доцент каф. прикладной информатики СГГА Деева Н.В.