Глоссарий по 4 теме

Модели решения функциональных и вычислительных задач

Моделирование как метод познания. Классификация и формы представления моделей. Информационная модель объекта

Абстрактные (нематериальные) – не имеют реального воплощения. Их основу составляет информация. это теоретический метод познания окружающей среды. По признаку реализации они бывают: мысленные и вербальные; информационные.

Алгоритмические модели – представляют процесс в виде программы, записанной на специальном языке.

Вербальные (от лат. verbalis – устный) – мысленные модели, выраженные в разговорной форме. Используется для передачи мыслей.

Динамические – модели, описывающие процессы изменения и развития системы (изменения объекта во времени).

Игровые модели – это военные, экономические, спортивные, деловые игры. Эти модели как бы репетируют поведение объекта в различных ситуациях, проигрывая их с учетом возможной реакции со стороны конкурента, союзника или противника. С помощью игровых моделей можно оказывать психологическую помощь больным, разрешать конфликтные ситуации.

Имитационные модели имитируют реальность с той или иной степенью точности. Эксперименты с моделей проводят при разных исходных данных. По результатам исследования делаются выводы. Такой метод подбора правильного решения получил название (метод проб и ошибок).

Информационные модели – целенаправленно отобранная информация об объекте, которая отражает наиболее существенные для исследователя свойства этого объекта.

Классификация моделей по отрасли знаний - это классификация по отрасли деятельности человека: математические, биологические, химические, социальные, экономические, исторические и тд.

Материальные – это предметные (физические) модели. Они всегда имеют реальное воплощение. Отражают внешнее свойство и внутреннее устройство исходных объектов, суть процессов и явлений объекта-оригинала.

Моделирование – создание и использование моделей для изучения оригинала.

Модель – объект, который обладает некоторыми свойствами оригинала и используется вместо него.

Мысленные модели – формируются в воображении человека в результате раздумий, умозаключений, иногда в виде некоторого образа. Это модель способствует сознательной деятельности человека.

Научно – технические модели - создаются для исследования процессов и явлений. К таким моделям можно отнести прибор для получения грозового электрического разряда или стенд для проверки телевизоров.

Опытные модели – это уменьшенные или увеличенные копии проектируемого объекта. Используют для исследования и прогнозирования его будущих характеристик.

Система – сложный объект, состоящий из взаимосвязанных частей (элементов). Всякая система имеет определенное назначение (цель).

Статические – модели, описывающие состояние системы в определенный момент времени (единовременный срез информации по данному объекту).

Структура – совокупность связей между элементами системы. Структура систем зависит от поставленной цели.

Учебные модели – используются при обучении. Это могут быть наглядные пособия, различные тренажеры, обучающие программы.