Часть 2.

1.1   Графический редактор CorelDraw

CorelDRAW – векторный графический редактор, разработанный канадской корпорацией Corel [14, 15].

1.1.1 Интерфейс CorelDRAW X3

Рис. 3.16 Интерфейс Corel Draw

Панель инструментов

Линейки

Печатная страница

Цветовая палитра

Поле управления страницами

Полосы прокрутки

Строка меню

После загрузки CorelDraw пользователю предоставляется следующий интерфейс. Он включает следующие основные элементы:

1)       стандартную строку меню;

2)       стандартную панель инструментов;

3)       рабочее окно, в котором размещается печатная страница;

4)       печатная страница. По умолчанию подразумевается страница формата А4, но, используя дополнительное меню настроек, можно установить другие параметры страницы;

5)       линейки для позиционирования объектов;

6)       полосы прокрутки для перемещения рабочей области по горизонтали и вертикали;

7)       цветовая палитра;

8)       поле управления страницами. Corel является многостраничным редактором, поэтому можно добавлять страницы, переходить с одной страницы на другую;

9)       панель инструментов. Содержит набор инструментов, служащих для осуществления большинства изобразительных функций.

Панель инструментов является основным элементом редактора, поэтому рассмотрим инструменты подробнее. Кнопки с изображением инструментов могут находиться в двух состояниях: утопленном (инструмент активен) и нормальном (инструмент пассивен). На кнопке в правом нижнем углу может находиться темный треугольник, который означает, что данной кнопкой можно активизировать несколько инструментов. Со списком инструментов можно ознакомиться, нажав правую клавишу мышки.

1.1.2 Обзор рабочих инструментов Corel Draw

Инструмент Лупа позволяет увеличивать или уменьшать изображение

 

Инструмент Перемещение рабочего листа применяется, если весь рабочий лист не помещается в рабочем поле (при большом увеличении)

 

Инструмент Свободного рисования применяется для рисованя прямых линий (щелчок мышкой- “резиновая линия”- щелчок мышкой), произвольных кривых (удерживая кнопку мыши) и замкнутых прямолнейных или криволинейных фигур.

 

Кнопка рисования кривых Безье. Применяется для рисования произвольных кривых. При рисовании каждый щелчок мыши обозначает узел; узлы соединяются автоматически. Если задержать кнопку мыши потянуть ее в строну, сегмент будет превращаться в кривую, вид которой можно регулировать.

Данная кнопка позволяет активизировать “артистические” инструменты: кисть, распылитель, калиграфическое перо и карандаш. При использовании кисти можно заменять форму штриха, его толщину и жесткость. Распылитель позволяет рисовать линии с помощью своеобразных штампов, размер которых можно изменять. Калиграфическое перо позволяет моделировать рисование гусиным пером.

Кнопка инструментов Линейная размерная выноска. Позволяет привязать к объекту вертикальную, горизонтальную и наклонные размерные линии. Первый щелчок мыши указывает точку, от которой измеряется расстояние, второй щелчок - точку, до которой измеряется расстояние, а третий - точку расположения самой размерной линии по отношению к объекту. Размер объекта вычисляется автоматически.

Здесь же можно установить Угловую размерную выноску. Для ее создания первым щелчком указывется вершина угла, вторым и третьим - лучи. Можно выбрать единицы измерения угла.

меется возможность добавить к объекту Выноску с текстом. Первый щелчок мыши определяет точку привязки к объекту, второй- точку перегиба линий выноски, после третьего щелчка появляется текстовый курсор, позволяющий ввести текст с параметрами, принятыми по умолчанию для артстического текста.


Кнопка Полигон позволяет создавать многоугольники и звезды с произвольним числом вершин. С помощью данного инструмента можно создавать фигуры, представленные на рис.

Рис. 3.17 Использование нструмента Полигон


 3.17.

С помощью инструмента Спираль можно создать спираль с заданным числом витков. Для создания данной фигуры сначала задается количество витков спирали и затем рисуется контур прямоугольника, в который будет вписана спираль. При этом можно выбрать симметричный или логарифмический вид спирали, а также направление спирали (по часовой или против часовой стрелки).

Инструмент Решетка позволяет получить решетку, состоящую из совокупности прямоугольников с заданными параметрами. Для создания решетки необходимо выбрать количество строк и столбцов в решетке (по умолчанию - шесть на шесть) и нарисовать прямоугольник, который будет разделен на соответствующее число ячеек.

С помощью данного набора инструментов можно вставить в документ фигуры, знакомые по работе с тектовым процессором Word:

·          основные фигуры;

·          фигурные стрелки;

·          элементы блок-схем;

·          звезды и ленты;

·          выноски.

Состав каждой вкладки представлен на рис. 3.18.

 

 

 

 

Рис. 3.18 Составы вкладок автофигур

Инструмент Интерактивный контур создает вокруг контура объекта серию концентрических форм, направленных наружу или внутрь объекта. Команда не работает с группами, битовыми картами, а также со связанными и внедренными (OLE) объектами. При использовании инструмента можно выбрать количество контуров, их направление, цвет, расстояние между контурами и пр. Пример использования инструмента представлен на рис. 3.19 (показаны исходные объекты и объекты с контурами).

Рис. 3.19 Использование инструмента Контур


Инструмент Интерактивное выдавливание добавляет к контуру боковые плоскости, создавая видимость трехмерного объекта. При использовании данного инструмента можно использовать стандартные способы экструдирования (уменьшение в глубину, уменьшение вперед, увеличение в глубину, увеличение вперед, параллельно вперед др.), можно задать глубину перспективы и координаты точки схода.

Дополнительные закладки позволяют вращать объект, включать и выключать источники освещения в любой комбинации на узлах каркаса (количество источников освещения ограничено тремя). Для каждого источника освещения можно отрегулировать интенсивность освещения.

Можно изменять цвет объекта, заполнять объемные поверхности сплошным цветов или создавать цветовую растяжку тени с учетом источников освещения. Примеры экструдированных (объемных объектов) представлены на рис. 3.20.

Рис. 3.20 Объемные объекты


Инструмент Интерактивное перетекание позволяет осуществить пошаговый переход от одного объекта к другому через серию промежуточных форм, числом которых можно управлять. Пошаговый переход можно направить по разным траекториям. Исходные объекты динамически связаны, что позволяет редактировать их в составе полученного перехода с последующей автоматической обработкой внесенных изменений. Примеры переходов можно увидеть на рис. 3.21.

Рис. 3.21 Образцы пошаговых переходов объектов


Название инструмента Интерактивная тень говорит само за себя. С помощью данного инструмента можно смоделировать тень от объекта, придав ей различное направление и интенсивность. Образцы использования инструмента представлены на рис. 3.22.

Рис. 3.22 Образцы использования интерактивной тени


Инструмент Интерактивная оболочка применяется для помещения любых объектов, кроме битовых карт, в произвольный контур, используемый в качестве ограничителя. При помещении в оболочку текста, последний не теряет возможностей редактирования и форматирования (нельзя только менять атрибуты отдельных символов). Саму оболочку можно изменять за счет добавления и удаления узлов и их перемещения. Примеры работы с оболочками можно увидеть на рис. 3.23.

 

 

 

Рис. 3.23 Использование интерактивной оболочки

Инструмент Интерактивное искажение позволяет создавать различные эффекты при работе с контурами. На рис. 3.24 показаны примеры использования данного инструмента по отношению к фигуре в виде звезды.

 

 

 

 

Рис. 3.24 Использование инструмента Искажение

Инструмент Интерактивная прозрачность позволяет создавать эффект стекла с изменяющейся плотностью закраски. Например, можно ввести текст, сверху нарисовать прямоугольник, закрашенный определенным цветом, и затем для этого прямоугольника применить инструмент. В результате создается эффект исчезающего текста.

Кнопка инструмента Абрис позволяет устанавливать параметры контура.

 

 

При выборе данной опции пользователю предлагается диалоговое окно Outline Pen, в котором устанавливаются следующие параметры контура:

·          цвет контура;

·          толщина контура и единицы ее измерения;

·          стиль линии (сплошная, штриховая и т.д.);

·          способ рисования острых углов;

·          форму концов линий или концов штрихов;

·          форму стрелок;

·          каллиграфический режим рисования контуров.

Здесь можно установить минимальную толщину линии, угол наклона каллиграфического пера, форму пера.

Назначение остальных кнопок представлено в таблице 1.

Таблица 1 Назначение кнопок инструмента Абрис

Удаление контура объекта

Выбор цвета контура

Выбор толщины контура 0.25 пункта

Выбор стандартной толщины контура (0.5 пункта, 1 пункт, 2 пункта, 8 пунктов, 16 и 24 пункта)

Выбор цвета контура и заливки (можно создавать свои цвета)

Инструмент Текст служит для ввода текста. В CorelDRAW существует два вида текста – артистический (или заголовочный) и параграфический (или абзацный).

С артистическим текстом можно работать как с обычным графическим объектом (вращать, масштабировать, придавать объем и т.д.), при этом он остается текстом, т.е. его можно редактировать. Максимальное число символов для одного заголовочного текста –32000; если текст предназначен для направления по траектории или для использования эффектов, то не более 250. Для начала ввода артистического текста необходимо нажать на кнопку и щелкнуть мышкой в нужном месте рабочего листа.

Готовый артистический текст можно направить вдоль какой-либо траектории. Для этого необходимо выделить один текстовый объект и один контур (с использованием клавиши <Shift>). Текст и объект, служащий траекторией, становятся динамически связанными, это означает, что при редактировании текста или трансформации траектории, CorelDraw автоматически обрабатывает изменения. После выделения текста и объекта следует выполнить пункт верхнего меню Текст/Текст вдоль пути. С помощью дополнительного меню можно выбрать параметры расположения текста вдоль объекта (рис. 3.25).

 

 

 

 

 

 а                                б                                             в

Рис. 3.25 Выбор параметров размещения текста вдоль траектории

Можно выбрать ориентацию текста вдоль траектории (рис. 3.25 а). С поворотом букв - базовая линия шрифта становится касательной к траектории. Вертикальный перекос – буквы трансформируются таким образом, что они сохраняют вертикальное положение. Горизонтальный перекос - то же, что и вертикальный, но в горизонтальном направлении. С центрированием базовой линии - базовая линия центрируется относительно траектории и при этом сохраняется горизонтальное положение букв.

Возможен выбор размещения текста по вертикали относительно траектории (рис. 3.25 б) и выбор квадранта, с которого начинается размещение текста (рис. 3.25 в). Этот выбор доступен, если в качестве траектории используются стандартные объекты – прямоугольник или эллипс.

Здесь же можно установить расстояние между контуром и текстом и горизонтальный сдвиг текста.

При работе с параграфическим текстом сохраняются принципы работы, знакомые нам по работе с текстовыми редакторами или процессорами – набор колонками, красная строка, отступы, измененные расстояния между абзацами, табуляция и пр. Абзац может включать до 32000 символов, в одной рамке может быть до 32000 абзацев, а в файле- до 32000 рамок.

Рис. 3.26 Выбор параметров шрифта


Для начала ввода необходимо нажать на кнопке и затем на рабочем листе нарисовать прямоугольник (рамку набора текста). На экране появляется линейка табуляции с указателем красной строки и отступов. В строке состояния выводится вид текста, параметры рамки и пр. При этом становится доступным пиктографическое меню (рис. 3.26), с помощью которого можно выбрать шрифт, гарнитуры (курсив, полужирный), стиль выравнивания текста и другие параметры текста.

Выбрав кнопку или раздел верхнего меню Текст/Формат текста можно установить дополнительные параметры текста из соответствующего диалогового окна:

·          параметры табуляции;

·          количество колонок;

·          ставить буквицу.

Инструмент Интерактивная заливка позволяет закрашивать замкнутые фигуры различными заливками.

Однотонная заливка. Дополнительно окно позволяет выбрать необходимую цветовую модель (RGB, CMYK и пр.), и выбрать необходимый цвет. С помощью смесителей можно получать новые тона, можно воспользоваться стандартными палитрами. В окне можно видеть числовые параметры выбранного цвета, что позволяет делать точный выбор нужного цвета.

Градиентная заливка. При выборе этого режима можно установить плавный переход одного цвета в другой. Из списка Тип можно выбрать тип перехода: Линейный – переход по прямой линии; Радиальный – переход концентрическими кругами; Конический – переход в виде конуса из центра; Квадратная- переход концентрическими кругами.

 

Для установки смещения центра радиальной, конической, квадратной растяжки можно воспользоваться вкладкой Сдвиг центра.

Поле Смесь цвета позволяет выбрать цвета и методы заливки. В поле Угол устанавливается угол наклона линейной, конической и квадратной заливки, в поле Планшет устанавливается процент чистого цвета в начале и в конце растяжки, тем самым сужая область перехода одного цвета в другой.

Применяется для выбора, редактирования, создания и импорта узоров. Возможно использование двухцветных, полноцветных и битовых изображений. Образцы узоров можно загрузить из стандартных библиотек, а затем выполнить их редактирование. Для двухцветных изображений можно изменить цвет фона и рисунка, размер рисунка по ширине высоте; можно установить смещение в рядах или колонках (в процентах от размера стороны). Имеется возможность поворота заливки.

Для полноцветных и битовых картинок можно применять те же действия за исключением изменения цвета фона и рисунка.

Служит для выбора одной из более, чем 100 текстурных заливок. Текстурная заливка значительно увеличивает размер файла, поэтому не следует присваивать такую заливку слишком большому количеству объектов. При вращении объекта текстурная заливка остается неизменной. Масштабирование объекта после присвоения ему текстурной заливки может сильно исказить ее.

На основе существующих текстур можно получить миллионы вариантов каждой текстуры за счет переопределения цветов, параметров освещенности и других параметров. Замочек рядом с параметром фиксирует значение параметра, если он закрыт. При открытом замочке значение изменяется случайным образом.

В поле Option устанавливаются разрешения битовой карты в диапазоне от 1 до 10000 dpi и максимальную ширину элемента текстуры (от 5 до 65535 пикселов). Здесь же можно увидеть максимальный размер файла при данных установках.

PostScript позволяет заливать объекты различными геометрическими фигурами

 

Corel Draw является векторным редактором, но при этом позволяет внедрять растровые объекты. При этом имеется возможность редактировать эти изображения с помощью набора специальных инструментов, которые сосредоточены в разделе основного меню Растровые изображения. На рис. 3.27 представлены образцы растровых изображений, отредактированных с помощью некоторых инструментов. При этом следует отметить, что существует специальная программа фирмы Corel для обработки растровых изображений – Corel Photo Paint.

      Заворот           Акварель                      Виньетка      Жидкая краска

Рис. 3.27 Художественные эффекты


Оживить документ можно с помощью специальных символов, которые можно найти с помощью верхнего меню Текст - Вставка символов. В появившемся окне из библиотеки можно выбрать определенный шрифт или набор символов, и из палитры выбрать нужный символ. Некоторые символы представлены на рис. 3.28 Самые интересные символы находятся в библиотеках Webdings и Wingdings [14, 15].

Рис. 3.28 Образцы символов


 

Comments