Лабораторная работа № 1.
Разработка программы "Вклад в банке" в C++ Builder

Цель работы

Написать программу для расчета суммы вклада в банке с учетом процентной ставки.

Для создания формы использовать компоненты: 
Label – для подписей
Edit – для ввода и вывода
Button – для инициирования вычислений
Рекомендуемая компоновка формы программы представлена на рисунке 1.
 Рисунок 1. Рекомендуемая компоновка формы

Рекомендации для выполнения лабораторной работы:
    1) Запустить C++ Builder.  При запуске автоматически создается новый проект. Окно C++ Builder показано на рисунке 2. Для создания нового проекта, в случае если он не создался автоматически или вы его закрыли, выполнить команду меню File / New /Application.
    2) Сохранить проект в свою рабочую папку, выполнив команду меню File / Save Project As. Будет сохранено несколько файлов проекта.
    3) На панели компонентов выбрать вкладку Standard, выбрать компонент Label  и щелкнуть левой кнопкой мыши по форме. На этой же вкладке выбрать компонент Edit  и Button .  Расположить 4 объекта Label, 4 объекта Edit, 1 объект Button на форму как показано на рисунке 1.
 Рисунок 2. Интерфейс среды программирования C++ Builder

    4) Изменить подпись формы. Для этого выбрать форму (щелкнуть по заголовку формы) и в окне свойств объекта во вкладке Properties изменить значение свойства Caption. Вместо подписи Form1 ввести «Вклад».
 Рисунок 3. Свойство формы Caption (подпись)

    5) Изменить подписи объектов Label1- Label4 в соответствии с рисунком 1. Для этого выбрать каждый объект Label и в окне свойств объекта во вкладке Properties изменить значение свойства Caption.
    6) Убрать текст из объектов Edit1 – Edit 4 (например, в поле Edit1 написано «Edit1»). Для этого выбрать каждый объект Edit и в окне свойств объекта во вкладке Properties очистить значение свойства Text.
    7) Поскольку объект Edit4 мы будем использовать для вывода результата (то есть заполняться он будет по нажатию на кнопку, а не вручную), нужно изменить его свойство ReadOnly  на значение true (то есть сделать объект Edit4 только для чтения).
    8) Изменить подпись кнопки Button1. Для этого выбрать объект Button1 и в окне свойств объекта во вкладке Properties изменить значение свойства Caption на «Вычислить».
    9) Объекты Edit1 – Edit3 предназначены для ввода числовых данных, необходимых для расчета суммы вклада. Для того чтобы пользователь не смог ввести буквы или другие символы, которые могу вызвать ошибку при расчетах, необходимо сделать обработчик нажатий клавиш на клавиатуре. Для этого необходимо выбрать объект Edit1 и в окне свойств объекта открыть вкладку Events («События») . В появившемся списке найти событие OnKeyPress («по нажатию клавиши»)  и сделать двойной щелчок левой кнопкой мыши по пустому полю. В появившейся заготовке функции написать код обработки нажатия клавиш:
Этим самым мы отфильтровали все клавиши на клавиатуре кроме цифровых от 0 до 9, запятой и BackSpase (Код клавиши 8). Теперь нажатие ненужных нам клавиш будет игнорироваться.
Для объектов Edit2 и Edit3 на обработку события OnKeyPress следует подключить уже созданную функцию Edit1KeyPress. Для этого необходимо выбрать  эту функцию в выпадающем списке  события OnKeyPress.
    10) Общая сумма вклада на 1 год рассчитывается по формуле:
ОбщСумма=Сумма*Ставка/100
Общая сумма вклада на n-лет рассчитывается по формуле:
Для реализации расчета в программе необходимо добавить обработчик нажатия кнопки Button1. Для этого дважды щелкнуть по объекту Button1 и в появившейся заготовке функции написать программный код расчета суммы вклада.
По тексту программного кода даны комментарии, пошагово описывающие последовательность действий. Для возможности использования функции округления ceil необходимо подключить модуль math.h (в начале кода программы)
    11) Сохранить проект нажатием кнопки  на панели инструментов.
    12) Провести отладку и тестирование программы

Для защиты программы необходимо:
    1) Иметь рабочий вариант программы
    2) Знать основные свойства компонентов Label, Edit, Button и уметь их использовать.
    3) Ориентироваться в программном коде и знать все операторы, используемые в программе.

Задача для самостоятельной работы №1

Задание: Написать программу расчета стоимость поездки на автомобиле, если известна цена бензина (руб./л), потребление бензина (литр на 100 км) и расстояние (км). 

Компоновка формы:
Требования:
    1) Поля «Цена бензина», «Потребление бензина» и «Расстояние» должно быть с проверкой вводимых данных для предотвращения ввода нечисловых данных.
    2) Программа должна выдавать сообщение об ошибке, если не заполнено хотя бы одно поле из трех («Цена бензина», «Потребление бензина» и «Расстояние»).
    3) Поле «Стоимость» должно быть только для чтения
    4) Защитить программу
Comments