Лабораторная работа № 4.
Электронные таблицы MS Excel: 
ввод данных в ячейки, форматирование данных, использование функций, абсолютная и относительная адресация

Время выполнения

4 часа

Цель работы

Освоение приемов ввода, редактирования и форматирования данных в электронных таблицах, использования абсолютной и относительной адресации, работа с функциями.

Задачи лабораторной работы

После выполнения работы студент должен:
  1. уметь работать с интерфейсом программы MS Excel;
  2. освоить приемы автозаполнения ячеек;
  3. знать особенности ввода формул;
  4. применять абсолютную и относительную адресацию ячеек;
  5. освоить форматирование таблиц.

Перечень обеспечивающих средств

Для обеспечения выполнения работы необходимо иметь компьютер со следующим обеспечением: операционная система Windows и MS Office 2007 и выше.

Общие теоретические сведения

Для представления данных в удобном виде используют таблицы. Компьютер позволяет представить их в электронном виде, что дает возможность их обрабатывать. Такие таблицы называются электронными.

Одним из самых распространенных средств работы с документами, имеющими табличную структуру, является программа MS Excel. Она входит в пакет Microsoft Office и предназначена для подготовки и обработки электронных таблиц. Файл MS Excel 2007 имеет расширение *.xlsx.

В терминах MS Excel такой файл называется рабочая книга. В каждом файле могут размещаться от 1 до 255 таблиц, каждая из которых называется рабочим листом.

Рабочий лист – документ, который состоит из 16384 строк и 256 столбцов. Строки пронумерованы от 1 до 16384, а столбцы A, B, C и т. д.

На пересечении строки и столбца располагается основной структурный элемент таблицы – ячейка. Для указания на конкретную ячейку используется адрес, который составляется из обозначения столбца и номера строки (Al, C2, F6 и т. п.).

Если мы хотим работать с группой смежных ячеек, то нужно указать через двоеточие начальную ячейку и конечную ячейку (А1:С2).

Для указания номера листа можно записать адрес в виде Лист 8!А1:В2. В Excel есть удобный способ ссылки на ячейку с помощью присвоения этой ячейки произвольного имени. Имя можно задать на вкладке Формулы.

Чтобы ввести данные в конкретную ячейку необходимо её выделить щелчком левой кнопки мыши, а затем ввести данные. Чтобы исправить введенные данные необходимо перейти в режим редактирования, дважды щелкнув левой кнопкой мыши по ячейке.

В любую ячейку можно записать: число, формулу, текст. Числа автоматически сдвигаются к правой стороне. Число можно записать в стандартном виде: 257 или в экспоненциальном виде: 2.0Е-20. Если последовательность начинается со знака =, то электронная таблица считает её формулой (=А2+СЗ+В6).
Если вводимая информация, не число и не формула, то Excel считает, что это текст. Если вводимый текст превысит по длине видимую ширину столбца, то возможны 2 случая: 
  1. если следующие ячейки пустые, тогда визуально текст накроет эти ячейки;
  2. если в следующих ячейках есть данные, тогда правая часть текста скроется за этими ячейками.
На вкладке Главная можно открыть вкладку Шрифт и откроется диалоговое окно, в котором можно задать верхний или нижний индекс, выбрать числовые форматы, задать размер шрифта и гарнитуру, выравнивание, границу, заливку, защиту. На вкладке Главная можно выбрать стили ячеек. Редактирование таблицы может быть выполнено с помощью контекстного меню: можно добавить или удалить лист, строки, столбцы, переименовать лист.

Шаблоны предназначены для подготовки документов, имеющих типовые формы.

Шаблон – это пустой бланк, в котором пользователь в соответствии со своими задачами заполняет нужные графы собственной информацией. Шаблон может предварительно включать некоторые заполненные графы, которые являются общим для всех документов данного типа.

Microsoft Excel имеются некоторые шаблоны. Пользователь имеет возможность создавать свои собственные шаблоны. Шаблон может быть создан как на основе другого шаблона так и на основе обычной книги Excel. Для того, чтобы создать шаблон, достаточно при сохранении файла присвоить ему тип Шаблон документа и сохранить его в стандартной папке Шаблоны.

Для того, чтобы создать документ на основе уже существующего шаблона достаточно в меню Кнопки Office выбрать команду Создать и выбрать один из шаблонов.

Особенность электронных таблиц состоит в возможности применения формул для описания связи между значениями различных ячеек. Аргументами в формулах могут быть: числа, функции, ссылки. Ссылка определяет адрес ячейки, где находится нужное значение. 

Различают абсолютные, относительные и смешанные адреса. Абсолютный адрес ячейки позволяет определить местоположение нужного значения в данной ячейке, адрес которой остается фиксированным при любых операциях и манипуляциях с таблицей. В записи абсолютного адреса ячейки перед именем столбца и перед номером строки пишется знак “$”. Например, $B$19.

Относительный адрес ячейки (без использования знака “$”) определяет не только местоположение ячейки, но и относительное взаиморасположение ячеек. Функциональное различие абсолютного и относительного адресов ячейки проявляется при переносе формулы в другую ячейку рабочего листа. При этом в формулах абсолютные адреса ячеек не меняются, а относительные изменяются так, что на новом месте относительное взаиморасположение ячеек – аргументов и ячеек с формулой сохраняется.

В случае если необходимо закрепить только номер строки или номер столбца, используют смешанные адреса ячеек. Например, в адресе $F1 закрепленным является столбец F, а в адресе B$7 – строка 7.
Расчет по заданным формулам осуществляется автоматически. Изменение содержимого одной ячейки приводит к пересчету всех ячеек, которые связаны формулой. В формулах могут быть использованы стандартные функции, которые находятся в библиотеке MS Excel. Для вызова таких функций предназначен мастер функций. Мастер функций может быть вызван пиктограммой в строке формул или во вкладке Формула (рис. 1).

Рис. 1. Библиотека функций на Ленте MS Excel 2007

Копирование формул (автозаполнение ячеек)

MS Excel позволяет скопировать данные в ячейке (в том числе готовую формулу) в смежные ячейки, причем адреса ячеек будут изменены автоматически. Для этого необходимо выделить ячейку, содержащую данные (формулу), установить указатель мыши на черный квадратик в правом нижнем углу курсорной рамки (указатель примет форму черного крестика).

После этого нажать левую кнопку мыши и, не отпуская, сместить указатель по горизонтали или вертикали в зависимости от того, какие ячейки нужно заполнить. При копировании влево (вправо) смещение на одну ячейку по горизонтали уменьшает (увеличивает) каждый номер столбца в формуле на единицу. При копировании вверх (вниз) по вертикали уменьшает (увеличивает) каждый номер строки в формуле на единицу. Этим способом можно копировать в смежные ячейки числа, текст и формулы.


Comments