Утверждена в 2011 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА


Дисциплина Информатика
Направление подготовки  280700   
Техносферная безопасность
Профиль подготовки   
Квалификация (степень) выпускника  бакалавр 
Форма обучения  очная 








Цели освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины
  • ознакомление студентов с концептуальными основами информатики как современной комплексной фундаментальной науки, используемой для практического применения по специальности (в техносферной безопасности).
В процессе освоения данной дисциплины студент формирует и демонстрирует следующие общекультурные компетенции:
  • способность организовать свою работу ради достижения поставленных целей; готовность к использованию инновационных идей (ОК-6);
  • способность работать самостоятельно (ОК-8);
  • способность к познавательной деятельности (ОК-10);
  • способность использования основных программных средств, умение пользоваться глобальными информационными ресурсами, владеть современными средствами телекоммуникаций, способность использовать навыки работы с информацией из различных источников для решения профессиональных и социальных задач (ОК 13).
Задачи дисциплины:
  • изучение основных законов и концепций информатики;
  • сбор, обработка, хранение и пересылка информации, работа с файлами;
  • изучение основных устройств ЭВМ и компьютерных сетей;
  • изучение комплекса прикладных программ для работы на ЭВМ и в сетях;
  • изучение языка VBA для написания собственных модулей для обработки информации.

Место дисциплины в структуре ООП ВПО

Данная дисциплина относится к циклу «Математический и естественнонаучный» (к его Базовой части). 
Для  изучения дисциплины студент должен иметь базовые знания из курса математики, физики и информатики  программы общего школьного образования. 

Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

В результате освоения дисциплины обучающийся должен демонстрировать следующие результаты образования:
  1. Знать (ОК-13): 
    • характеристики информации, её единицы измерения;
    • современные достижения информатики, архитектуру, техническое и программное обеспечение персональных компьютеров; 
    • назначение, состав и структуру современных операционных систем;
    • требования к информационной безопасности.
  2. Уметь (ОК-6, ОК-8, ОК-10, ОК-13):
    • уверенно работать на персональном компьютере в качестве пользователя;
    • работать с программными средствами общего назначения, соответствующими современным требованиям мирового рынка; 
    • работать с текстовыми документами (создание, форматирование, редактирование);
    • выполнять расчеты в среде электронных таблиц, знать назначение встроенных функций электронных таблиц;
    • создавать графические иллюстрации (диаграммы, схемы);
    • осуществлять обработку информации с помощью баз данных;
    • работать в сети интернет, осуществлять поиск информации.
  3. Владеть (ОК-6, ОК-8, ОК-10, ОК-13):
    • самостоятельной работой с внешними носителями информации для обмена данными между устройствами компьютера; 
    • компьютерными технологиями для выполнения операций над документами, работой с электронными таблицами  базами данных;
    • приёмами антивирусной защиты; 
    • навыками использования современных информационных технологий для решения прикладных задач по специальности.

Структура и содержание дисциплины

№ п.п.
Раздел дисциплины
Семестр
Неделя семестра
Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость (в часах)
Формы текущего контроля успеваемости (по неделям семестра). Формы промежуточной аттестации (по семестрам)
Лекции
Лаб.р
Сам.р.
1
Основные понятия и методы теории информатики и кодирования. Сигналы, данные, информация. Общая характеристика процессов сбора, передачи, обработки и накопления информации
1
1-3
6
4
4
Тесты, индивидуальные задания
2
Технические средства реализации информационных  процессов
1
4-5
4
2
4
Тесты, индивидуальные задания
3
Модели решения функциональных и вычислительных  задач
1
6-7
4
2
2
Тесты, индивидуальные задания
4
Локальные и глобальные сети ЭВМ. Защита  информации в сетях
1
8-10
6
2
2
Тесты, индивидуальные задания
5
Программные средства реализации информационных  процессов
1
11-18
16
7
7
Тесты, индивидуальные задания
6
Итог 1 семестра
1




Экзамен
7
Алгоритмизация и программирование
2
1-8
18
6
10
Тесты, индивидуальные задания
8
Технологии программирования. Языки  программирования высокого уровня
2
9-18
18
11
15
Тесты, индивидуальные задания
9
Итог 2 семестра
2




Зачет


Темы, разделы дисциплины
Количество часов
Компетенции
ОК-6
ОК-8
ОК-10
ОК-13
Общее количество компетенций
Раздел 1. Основные понятия и методы теории информатики и кодирования. Сигналы, данные, информация. Общая характеристика процессов сбора, передачи, обработки и накопления информации
14



+
1
Тема 1. Сообщения, данные, сигнал, атрибутивные свойства информации, показатели качества информации, формы представления информации. Системы передачи  информации
3



+
1
Тема 2. Меры  и единицы количества и объема информации
3



+
1
Тема 3. Позиционные системы счисления
4



+
1
Тема 4. Логические основы ЭВМ
4



+
1
Раздел 2. Технические средства реализации информационных процессов
10



+
1
Тема 1. История развития ЭВМ. Понятие и основные виды архитектуры ЭВМ
2



+
1
Тема 2. Состав и назначение основных элементов персонального компьютера, их характеристики
3



+
1
Тема 3. Запоминающие устройства: классификация, принцип работы, основные характеристики
3



+
1
Тема 4. Устройства  ввода/вывода данных, их разновидности и основные характеристики
2



+
1
Раздел 3. Модели решения функциональных и вычислительных задач
8
+
+
+
+
4
Тема 1. Моделирование как метод познания
2
+
+
+
+
4
Тема 2. Классификация и формы представления моделей
2
+
+
+
+
4
Тема 3. Методы и технологии моделирования
2
+
+
+
+
4
Тема 4. Информационная модель объекта
2
+
+
+
+
4
Раздел 4. Локальные и глобальные сети ЭВМ. Защита информации в сетях
10



+
1
Тема 1. Сетевые технологии обработки данных
2



+
1
Тема 2. Основы компьютерной коммуникации. Принципы организации и основные топологии вычислительных сетей

2




+
1
Тема 3. Сетевой сервис и сетевые стандарты
3



+
1
Тема 4. Защита информации в локальных и глобальных компьютерных сетях
3



+
1
Раздел 5. Программные средства реализации информационных процессов
30



+
1
Тема 1. Понятие системного и служебного (сервисного) программного обеспечения: назначение, возможности, структура. Операционные системы
3



+
1
Тема 2. Файловая структура операционных систем. Операции с файлами
3



+
1
Тема 3. Технологии обработки текстовой информации
4



+
1
Тема 4. Электронные таблицы
6



+
1
Тема 5. Технологии обработки графической информации
4



+
1
Тема 6. Средства электронных презентаций
4



+
1
Тема 7. Системы управления базами данных
3



+
1
Тема 8. Основы баз данных и знаний
3



+
1
Раздел 6. Алгоритмизация  и программирование
34
+
+
+
+
4
Тема 1. Понятие алгоритма и его свойства. Блок-схема алгоритма
8
+
+
+
+
4
Тема 2. Основные алгоритмические конструкции. Базовые алгоритмы
8
+
+
+
+
4
Тема 3. Программы линейной структуры
2
+
+
+
+
4
Тема 4. Операторы ветвления, операторы цикла
16
+
+
+
+
4
Раздел 7. Технологии программирования. Языки программирования высокого уровня
44
+
+
+
+
4
Тема 1. Этапы  решения задач на компьютерах
4
+
+
+
+
4
Тема 2. Понятие о структурном программировании. Модульный принцип программирования. Подпрограммы. Принципы проектирования программ сверху-вниз и снизу-вверх
10
+
+
+
+
4
Тема 3. Объектно-ориентированное программирование
8
+
+
+
+
4
Тема 4. Эволюция и классификация языков программирования. Основные понятия языков программирования
10
+
+
+
+
4
Тема 5. Структуры и типы данных языка программирования
8
+
+
+
+
4
Тема 6. Трансляция, компиляция и интерпретация
7
+
+
+
+
4
Итого
150





Образовательные технологии 

В соответствии с требованиями ФГОС ВПО по направлению подготовки реализация компетентностного подхода предусматривает широкое использование в учебном процессе активных и интерактивных форм проведения занятий (разбор конкретных ситуаций) в сочетании с внеаудиторной работой с целью формирования и развития профессиональных навыков обучающихся. В рамках учебных курсов предусмотрены встречи с представителями российских и зарубежных компаний, государственных и общественных организаций, мастер-классы экспертов и специалистов.

Применение рейтинговой системы аттестации студентов. 

Удельный вес занятий, проводимых в интерактивных формах, определяется главной целью (миссией) программы, особенностью контингента обучающихся и содержанием конкретных дисциплин, и в целом в учебном процессе они составляют 50 % лабораторных занятий. Занятия лекционного типа с применением слайдов составляют 100 % аудиторных занятий.

Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины и учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов

Оценочными средствами для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины являются контрольные работы по текстовым редакторам, электронным таблицам, базам данных и тесты по теории информации, основам логики, аппаратным компьютерным средствам, операционным системам, текстовому редактору, электронным таблицам, базам данных. По разделу «Алгоритмизация и программирование» выполняются индивидуальные задания по каждой теме.

Список вопросов для подготовки к зачету (1 семестр)

  1. Область изучения информатики. Составные части информатики.
  2. Понятия "информация", "данные", "сигналы". Измерение количества информации.
  3. Виды информации. Свойства информации.
  4. Общая характеристика информационных процессов. Кодирование различных видов информации.
  5. Понятие "системы счисления". Виды систем счисления, примеры использования.
  6. Алгебра логики. Понятие "логическое высказывание". Примеры логических высказываний.
  7. Логические связки "И", "ИЛИ", "НЕ". Примеры. Логические формулы. Таблицы истинности.
  8. Эволюция средств вычислительной техники. Поколения компьютеров.
  9. Понятие об архитектуре и структуре компьютера. Основные архитектурные решения. Архитектура фон Неймана. Принципы Джона фон Неймана.
  10. Понятие "компьютер". Состав и назначение основных элементов персонального компьютера, их характеристики.
  11. Запоминающие устройства, устройства ввода/вывода: классификация, принцип работы, основные характеристики.
  12. Понятие "Программное обеспечение". Системное и сервисное программное обеспечение: назначение, возможности.
  13. Операционные системы: понятие, функции, классификация. Организация файловой системы операционных систем. Операции с файлами.
  14. Компоненты операционной системы. Виды интерфейсов пользователя. Взаимодействие с аппаратным обеспечением.
  15. Понятие "Программное обеспечение". Прикладное программное обеспечение: назначение, возможности, структура.
  16. Электронные таблицы: понятие, история возникновения. Основные характеристики электронной таблицы MS Excel.
  17. Ввод различных видов информации в MS Excel. Редактирование листа MS Excel.
  18. Формулы и функции в MS Excel. Понятие "ссылка" в MS Excel. Основные виды ссылок, их особенности.
  19. Ошибки в функциях в MS Excel. Построение диаграмм и графиков.
  20. Понятие "банк данных", "база данных". Компоненты, пользователи банка данных. Классификация баз данных.
  21. Понятие "система управления базами данных". Классификация СУБД.
  22. Модели данных: понятие, основные виды и их характеристики. Реляционная модель данных, её особенности.
  23. MS Access, её структура. Основные типы данных, используемые в MS Access. Понятие о ключевом поле. Таблицы в MS Access. Основные типы связей между таблицами.
  24. Запросы в MS Access. Основные типы запросов. Формы и отчеты в MS Access.
  25. Модели: понятие, основные свойства. Классификация моделей.
  26. Методы и технологии моделирования.
  27. Информационная модель объекта.
  28. Основные этапы решения задач с помощью компьютерного моделирования.
  29. Понятия "интеллектуальная собственность", "авторское право", правовое регулирование.
  30. Проприетарное (коммерческое) и свободное программное обеспечение. Защита прав на программное обеспечение. Компьютерное пиратство.
  31. Компьютерная графика: понятие, области применения. Цветовые модели и их виды.
  32. Растровая графика: основные понятия, достоинства и недостатки.
  33. Векторная графика: основные понятия, достоинства и недостатки.
  34. Компьютерная сеть. Задачи, решаемые при объединении компьютеров в сеть. Аппаратура для построения сетей.
  35. Локальные компьютерные сети, основные понятия. Файловый сервер. Технология "клиент-сервер".
  36. Основные топологии компьютерных сетей.
  37. Виды сетевого кабеля.
  38. Глобальные сети. Интернет. История возникновения. Основные сервисы (службы).
  39. Протоколы Интернета. Доменные адреса. Браузеры. Поисковые системы. Защита информации в локальных и глобальных компьютерных сетях.

Список вопросов для подготовки к зачету (2 семестр)

  1. Основы алгоритмизации. Этапы решения задач на ЭВМ.
  2. Алгоритм. Свойства алгоритмов.
  3. Способы записи алгоритмов.
  4. Базовые канонические структуры алгоритмов.
  5. Понятие о системе программирования: основные функции и компоненты.
  6. История развития языков программирования.
  7. Технология программирования.
  8. Языки программирования высокого уровня: понятие, грамматика.
  9. Основные понятия языка Visual Basic for Application (VBA).
  10. Встроенные типы данных VBA.
  11. Объявление переменных, массивов, констант.
  12. Создание приложения VBA.

Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины 

основная литература

  1. Информатика: учеб. пособие. Ч. 1 / Т.Ю. Бугакова,  С.Ю. Кацко,  С.А. Егорова, Н.В. Деева, Н.А. Баландина, Е.В. Михайлович; под общ.  ред. С.Ю. Кацко. – Новосибирск: СГГА, 2010.  – 234 с. 
  2. Информатика: учеб. пособие. Ч. 2 / С.М. Горбенко, Т.Ю. Бугакова, С.Ю. Кацко, Н.П. Артемьева, Е.В. Михайлович; под общ. ред. С.Ю. Кацко – Новосибирск: СГГА, 2010. – 260 с.
  3. Информатика: учеб. пособие. Ч. 3 / С.М. Горбенко, С.Ю. Кацко,  Н.П. Артемьева, С.А. Егорова, Н.В. Деева, С.А. Вдовин;  под общ. ред. С.Ю. Кацко – Новосибирск: СГГА, 2011. – 168 с.
  4. Информатика. Базовый курс. 2-е издание / Под ред. Симоновича С.В. – СПб.: Питер, 2005. – 640 с.
  5. Могилев, А.В. Информатика / А.В. Могилев, Н.И. Пак, Е.К. Хеннер. – М.: Academia, 2004. – 848 с.
  6. Бройдо, В.Л. Архитектура ЭВМ и систем: учебник для вузов / В.Л. Бройдо, О.П. Ильина. – СПб.: Питер, 2006. – 718 с.
  7. Михаэль Райтингер, Геральд Муч. Visual Basic 6 для пользователя: пер. с нем. – Издательская групп BHV, 1999. – 416 с.

дополнительная литература

  1. Стив Джонсон. Microsoft Office 2007. – М.: НТ Пресс, 2009. – 720 с.
  2. Кошелев, В.Е. Excel 2007. Эффективное использование / В.Е. Кошелев. – М.: Бином-Пресс, 2008. – 544 с.
  3. Фридланд, А.Я. Информатика и компьютерные технологии. Основные термины. Толков. слов. Более 1000 базовых понятий и терминов. – 3-е изд., испр. и доп. / А.Я. Фридланд, Л.С. Ханамирова, И.А. Фридланд. – М.: ООО "Издательство Астрель"; ООО "Издательство АСТ", 2003. – 272 с.
  4. Скотт Келби. Adobe Photoshop CS4. Справочник по цифровой фотографии. – М.: Вильямс, 2009. – 480 с.
  5. Миронов, Д.Ф. CorelDraw 12: учебный курс / Д.Ф. Миронов. – СПб.: Питер, 2004. – 442 с.
  6. Волченков, Н.Г. Программирование на Visual Basic 6: В 3-х ч. / Н.Г. Волченков. – М.: ИНФРА-М, 2000. – 288 с.

программное обеспечение и Интернет-ресурсы 

  1. Операционная система Windows XP/Vista/7.
  2. Офисный пакет MS Office 2007, 2010.
  3. Графический пакет CorelDraw X4.
  4. Графический пакет Photoshop CS4.
  5. Интернет-браузеры Firefox 7, Opera 11, Chrome 14.
  6. http://ru.wikipedia.org
  7. http://intuit.ru
  8. http://edu.ru

Материально-техническое обеспечение дисциплины

Материально-техническое обеспечение дисциплины предполагает использование персональных компьютеров; мультимедийных средств: интерактивной доски, проектора.


Программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС ВПО с учетом рекомендаций и ПрООП ВПО по направлению и профилю подготовки с использованием материалов УМК-комплексов.

Автор программы: доцент кафедры прикладной информатики, к.т.н. Кацко С.Ю.
Ċ
Станислав Кацко,
4 нояб. 2011 г., 4:25
Comments