Утверждена в 2011 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА


Дисциплина Информатика
Направление подготовки  230400 
Информационные системы и технологии
Профиль подготовки  Геодезия и картография
Квалификация (степень) выпускника  бакалавр 
Форма обучения  очная 















Цели освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины
  • ознакомление студентов с концептуальными основами информатики как современной комплексной фундаментальной науки, используемой для практического применения по специальности (в информационных системах).
В процессе освоения данной дисциплины студент формирует и демонстрирует следующие компетенции:
        
общекультурные:
  • основные сведения о дискретных структурах, используемых в персональных компьютерах, основные алгоритмы типовых численных методов решения математических задач, один из языков программирования, структуру локальных и глобальных компьютерных сетей (ОК-6); 
  • работать в качестве пользователя персонального компьютера, использовать внешние носители информации для обмена данными между машинами, создавать резервные копии архивы данных и программ, использовать языки и системы программирования для решения профессиональных задач, работать с программными средствами общего назначения (ОК-3); 
  • культурой мышления, способностью к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей её достижения (ОК-1);
  • методами поиска и обмена информацией в глобальных и локальных компьютерных сетях, техническими и программными средствами защиты информации при работе с компьютерными системами, включая приемы антивирусной защиты (ОК-10).
общенаучные:
  • способностью разрабатывать средства реализации информационных технологий (методические, информационные, алгоритмические и программные) (ПК-12);
  • готовностью использовать математические методы обработки, анализа и синтеза результатов профессиональных исследований (ПК-26).
Задачи дисциплины:
  • изучение основных законов и концепций информатики; 
  • сбор, обработка, хранение и пересылка информации,  работа с файлами; 
  • изучение основных устройств ЭВМ и сетей; 
  • изучение комплекса программ для работы на ЭВМ и в сетях;
  • изучение электронных таблиц Excel и базы данных Access;
  • изучение языка визуального программирования VBA для умения создавать графический интерфейс;
  • изучение языка C/C++ для написания собственных модулей по обработке информации и изучения внутренних машинных основ компьютера.

Место дисциплины в структуре ООП ВПО

Данная дисциплина относится к циклу «Математический и естественнонаучный» (к Базовой части). 
Для изучения дисциплины студент должен иметь базовые знания из курса математики, физики и информатики  школьного курса. 

Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

В результате освоения дисциплины обучающийся должен демонстрировать следующие результаты образования:
  1. Знать (ОК-6): 
    • характеристики информации, её единицы измерения;
    • современные достижения информатики, архитектуру, техническое и программное обеспечение персональных компьютеров; 
    • назначение, состав и структуру современных операционных систем;
    • составление основных алгоритмов типовых численных методов решения математических задач;
    • один из языков программирования;
    • основную структуру локальных и глобальных компьютерных сетей;
    • требования к информационной безопасности.
  2. Уметь (ОК-3):
    • уверенно работать на персональном компьютере в качестве пользователя;
    • работать с программными средствами общего назначения, соответствующими современным требованиям мирового рынка; 
    • работать с текстовыми документами (создание, форматирование, редактирование);
    • выполнять расчеты в среде электронных таблиц, знать назначение встроенных функций электронных таблиц;
    • создавать графические иллюстрации (диаграммы, схемы);
    • осуществлять обработку информации с помощью баз данных;
    • работать в сети интернет, осуществлять поиск информации.
  3. Владеть (ОК- 1, ОК- 10, ПК-12, ПК-26):
    • самостоятельной работой с внешними носителями информации для обмена данными между устройствами компьютера; 
    • компьютерными технологиями для выполнения операций над документами, работой с электронными таблицами и базами данных;
    • приёмами антивирусной защиты; 
    • навыками использования современных информационных технологий для решения прикладных задач по специальности.

Структура и содержание дисциплины

№ п.п.
Раздел дисциплины
Семестр
Неделя семестра
Виды учебной работы, включая самостоятельную  работу студентов и трудоемкость (в часах)
Формы текущего контроля успеваемости (по неделям семестра). Формы промежуточной аттестации (по семестрам)
1
Теоретические основы информатики. Правовые  аспекты информатики
1
1
2 л
2 лаб
2 сам
Тест, индивидуальные задания
2
Математические основы информатики. Основы логики
1
2
2 л
1 лаб
2 сам
Тест, индивидуальные задания
3
История развития ЭВМ. Понятие и основные виды архитектуры  ЭВМ
1
3
2 л

2 сам
Тест
4
Программные средства информацион­ных и коммуникационных  технологий. Операционные системы. Основные этапы развития и функции операционных  систем
1
4-10
6 л
4 лаб
4 сам
Тест, индивидуальные задания, контрольная работа
5
Программное обеспечение персонального компьютера
1
11-18
16 л
33 лаб
22 сам
Тест, индивидуальные задания, контрольная работа
6
Моделирование и формализация
2
1-2
2 л

4 сам
Тест
7
Основы алгоритмизации и программирования
2
3-18
38 л
30 лаб
22 сам
Тест, индивидуальные задания, контрольная работа
8
Локальные и глобальные сети ЭВМ. Защита информации  в сетях
2
19
4 л
6 лаб
2 сам
Тест, индивидуальные задания
Итог



72
76
60
зачет, экзамен


Темы, разделы дисциплины
Количество часов
Компетенции
ОК-6
ОК-3
ОК-1
ОК-10
ПК-12
ПК-26
Общее количество компетенций
Раздел 1. Теоретические основы информатики. Правовые основы информатики
2







Тема 1. Область изучения информатики; понятие «информа­ция»; измерение количества информации; виды информации; свойства информации; информационные процессы; кодирование информации; системы счисления; информационные ресурсы и информациионные технологии
1





+
1
Тема 2. Введение в интеллектуальную  собственность; авторское право; передача и защита авторских и смежных прав; передача прав на произведение авторского права; защита прав; защита прав на  программное обеспечение; информационная безопасность государства и гражданина
1


+



1
Раздел 2. Математические основы  информатики. Основы логики
2







Тема 1. Алгебра логики; логические формулы; алгебра логики и двоичное кодирование; логический элемент компьютера  и таблицы истинности
1


+



1
Тема 2. Логические схемы И, ИЛИ, НЕ, И_НЕ, ИЛИ_НЕ; основные законы алгебры логики; составление таблиц  истинности; упрощение логических формул
1


+



1
Раздел 3. История развития ЭВМ. Понятие и основные виды архитектуры  ЭВМ
2







Тема 1. Состав и назначение основных элементов  персонального компьютера, их характеристики
1

+
+
+
+

4
Тема 2. Запоминающие устройства: классифи­кация, принцип ра­боты, основные характеристики; устройства ввода/вывода данных, их разновидности и ос­новные характеристики
1

+
+
+
+

4
Раздел 4. Программные средства информационных и коммуникационных  технологий. Операционные системы. Основные этапы развития и функции операционных  систем
6







Тема 1.Понятие «операционная система»; классификация операционных систем; архитектура операционных систем; компоненты операционной  системы; запуск операционной системы; обеспечение интерфейса пользователя и  виды интерфейсов пользователя
3

+
+

+

3
Тема 2. Взаимодействие с аппаратным обеспечением; организация файловой системы
3

+
+



2
Раздел 5. Программное обеспечение персонального компьютера
16







Тема 1. Понятие «программное обеспечение»; классификация программного обеспечения; системное программное обеспечение; прикладное программное обеспечение; классификация прикладного программного обеспечения
6

+
+



2
Тема 2. Программные средства общего назначения
4

+
+

+

3
Тема 3. Программные средства специального назначения
4

+
+

+

3
Тема 4.Программные средства профессионального уровня
2

+
+

+
+
4
Раздел 6. Моделирование и формализация
2







Тема 1. Моделирование как метод познания; классификация моделей
1


+



1
Тема 2.Методы и технологии моделирова­ния
1


+



1
Раздел 7. Основы алгоритмизации и программирования
38







Тема 1. Этапы создания программ; общесистемные принципы создания программ; технологии программирования; трансляция и интерпретация программ; среды и реализации языков программирования; структуры управления
8
+
+
+

+
+



5
Тема 2. Подпрограммы; процедуры и  функции; передача параметров; рекурсия
8
+
+
+

+
+
5
Тема 3. Тестирование, отладка программ; программные ошибки; ход тестирования; методы тестирования
4
+
+
+

+
+
5
Тема 4. Понятие алгоритма,  их разработка и свойства; алгоритм последовательного  поиска; алгоритм двоичного поиска (дихотомия); алгоритм сортировки методом  вставки
16
+
+
+

+
+
5
Раздел 8. Локальные  и глобальные сети ЭВМ. Защита информации в сетях
4



+
+
+
3
Итого
72







Лабораторный практикум

№ п.п.
№ раздела дисциплины
Темы практических заданий
Трудоемкость (час.)
1
1
Кодирование информации. Системы счисления
2
2
2
Логические формулы. Таблицы истинности
1
3
4
WINDOWS. Работа  с файловой  системой
4
4
5
Текстовый редактор MS WORD. Электронные таблицы MS EXCEL. Работа с базами данных в MS ACCESS. Работа в MathCAD
Создание презентаций. Работа с графикой
33
5
7
Программирование  линейных, разветвляющихся и циклических структур. Работа  с  массивами и подпрограммами. Визуальное объектно-ориентированное программирование
30
6
8
Работа в сети. Основы языка HTML
6
Итого
76

Образовательные технологии 

В соответствии с требованиями ФГОС ВПО по направлению подготовки реализация компетентностного подхода должна предусматривать широкое использование в учебном процессе активных и интерактивных форм проведения занятий (разбор конкретных ситуаций) в сочетании с внеаудиторной работой с целью формирования и развития профессиональных навыков обучающихся. В рамках учебных курсов должны быть предусмотрены встречи с представителями российских и зарубежных компаний, государственных и общественных организаций, мастер-классы экспертов и специалистов.

Применение рейтинговой системы аттестации студентов. 

Удельный вес занятий, проводимых в интерактивных формах, определяется главной целью (миссией) программы, особенностью контингента обучающихся и содержанием конкретных дисциплин, и в целом в учебном процессе они составляют 100 % лабораторных занятий. Занятия лекционного типа для соответствующих групп студентов составляют 100 % аудиторных занятий с применением слайдов. 

Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины и учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов

Оценочными средствами для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины являются контрольные работы по текстовым редакторам и электронным таблицам и тесты по информации, операционным системам текстовому редактору и электронным таблицам. По разделу «Алгоритмизация и программирование» выполняются индивидуальные задания по каждой теме, а также тесты.

Список вопросов для подготовки к экзамену

Теоретические основы информатики:
  • область изучения информатики; 
  • понятие «информация»; измерение количества информации; 
  • виды информации; 
  • свойства информации; информационные процессы; 
  • кодирование информации; 
  • системы счисления; 
  • информационные ресурсы и информационные технологии.
Математические основы информатики. Основы логики:
  • алгебра логики;
  • логические формулы; 
  • алгебра логики и двоичное кодирование; 
  • логический элемент компьютера и таблицы истинности; 
  • логические схемы И, ИЛИ, НЕ, И_НЕ, ИЛИ_НЕ; 
  • основные законы алгебры логики; 
  • составление таблиц истинности;
  • упрощение логических формул.
История и направления развития вычислительной техники. Основные классы вычислительных машин. Принципы Д. фон Неймана:
  • эволюция средств вычислительной техники; 
  • поколения современных компьютеров; 
  • архитектура фон Неймана; 
  • принципы фон Неймана.
Основные устройства информационных и коммуникационных технологий. Устройство персонального компьютера:
  • понятие «компьютер»; 
  • устройство компьютера; 
  • архитектура и структура компьютера; 
  • аппаратное обеспечение ПК; 
  • периферийные устройства.
Программные средства информационных и коммуникационных технологий. Операционные системы. Основные этапы развития и функции операционных систем семейства Windows, MS DOS:
  • понятие «операционная система»; 
  • классификация операционных систем; 
  • архитектура операционных систем; 
  • компоненты операционной системы; 
  • запуск операционной системы; 
  • обеспечение интерфейса пользователя и виды интерфейсов пользователя; 
  • взаимодействие с аппаратным обеспечением; 
  • организация файловой системы.
Локальные и глобальные сети ЭВМ. Защита информации в сетях:
  • компьютерная сеть; 
  • задачи, решаемые при объединении компьютеров в сеть; 
  • аппаратура для построения сетей; 
  • локальные компьютерные сети, основные понятия; 
  • файловый сервер, технология «клиент-сервер»; 
  • основные топологии компьютерных сетей; 
  • виды сетевого кабеля; 
  • глобальные сети, Интернет, история возникновения; 
  • основные сервисы (службы); 
  • протоколы Интернета, доменные адреса, браузеры, поисковые системы; 
  • защита информации в локальных и глобальных компьютерных сетях.
Программное обеспечение персонального компьютера:
  • понятие «программное обеспечение»; 
  • классификация программного обеспечения; 
  • системное программное обеспечение; 
  • прикладное программное обеспечение; 
  • классификация прикладного программного обеспечения; 
  • программные средства общего назначения; 
  • программные средства специального назначения; 
  • программные средства профессионального уровня.
Обработка данных средствами электронных таблиц (MS Excel):
  • понятие «Электронные таблицы»; 
  • ввод информации в MS Excel (ввод числовых значений, ввод текстовых значений, ввод даты и времени, ввод примечаний, ввод формул); 
  • сохранение рабочей книги; 
  • редактирование листа Excel; 
  • выделение ячеек и диапазонов; 
  • очистка и удаление ячеек; 
  • отмена, возврат и повторение команд; 
  • вырезание, копирование и вставка для перемещения данных; 
  • перемещение ячеек перетаскиванием; 
  • добавление строк и столбцов к листу; 
  • форматирование листа; форматирование ячеек; 
  • изменение ширины столбцов и высоты строк; 
  • обработка чисел в формулах и функциях; 
  • встроенные функции; ошибки в функциях; 
  • абсолютные и относительные ссылки; 
  • использование имен диапазонов в функциях; 
  • установка связей между листами; 
  • построение диаграмм и графиков.
Системы управления базами данных. Базы данных (MS Access):
  • введение в банки данных; 
  • понятие банка данных; 
  • компоненты банка данных; 
  • пользователи банков данных; 
  • классификация банков данных; 
  • классификация баз данных; 
  • классификация СУБД; 
  • модели данных; 
  • взаимосвязи в модели данных, обзор моделей данных; 
  • иерархическая модель; 
  • сетевая модель данных; 
  • реляционная модель данных; 
  • постреляционная модель; 
  • объектно-ориентированная модель;
  • реляционная база данных MS Access; 
  • понятие базы данных; особенности базы данных Access; 
  • структура базы данных; 
  • ключевые поля и связи; 
  • первичный и внешний ключ; 
  • типы связей; целостность данных; 
  • типы данных; 
  • разработка структуры базы данных и содержимого таблиц; 
  • этапы проектирования таблиц; 
  • создание таблиц; формирование схемы данных; 
  • формирование запросов; 
  • особенности запросов и фильтров; 
  • типы запросов; создание форм; 
  • режимы работы с формами; 
  • формирование отчетов.
Моделирование и формализация:
  • моделирование как метод познания; 
  • классификация моделей;
  • методы и технологии моделирования.
Правовые аспекты информатики:
  • введение в интеллектуальную собственность; 
  • авторское право; 
  • передача и защита авторских и смежных прав; 
  • передача прав на произведение авторского права; 
  • защита прав; 
  • защита прав на программное обеспечение; 
  • информационная безопасность государства и гражданина.
Компьютерная графика:
  • области применения компьютерной графики; 
  • виды компьютерной графики; 
  • растровая графика; 
  • форматы растровых графических файлов; 
  • векторная графика; 
  • векторная графика в Интернете; 
  • цветовые модели и их виды; 
  • цветовая модель RGB; 
  • цветовая модель HSB; 
  • модель CMY (Cyan Magenta Yellow); 
  • цветовая модель CMYK; 
  • цветовая модель Lab.
Основы алгоритмизации и программирования:
  • классификация программного обеспечения; 
  • цикл жизни программного обеспечения; 
  • этапы создания программ; 
  • общесистемные принципы создания программ; 
  • технологии и парадигмы программирования; 
  • трансляция и интерпретация программ; 
  • среды и реализации языков программирования; 
  • структуры управления и подпрограммы; 
  • альтернативы; циклы; операторы перехода; 
  • подпрограммы, процедуры и функции; 
  • передача параметров; рекурсия; 
  • технология структурного программирования; 
  • понятие структурного программирования; 
  • методы структурного программирования; 
  • модульное программирование;  
  • технология объектно-ориентированного программирования; 
  • объектно-ориентированный подход; 
  • основные понятия объектно-ориентированного программирования; 
  • принципы объектно-ориентированного программирования (инкапсуляция, наследование и полиморфизм);
  • методы; 
  • свойства; 
  • тестирование, отладка программ;
  • программные ошибки; 
  • ход тестирования; 
  • методы тестирования;
  • алгоритмы и их разработка;
  • понятие алгоритма и его свойства; 
  • представление алгоритма и псевдокод; 
  • алгоритм последовательного поиска; 
  • алгоритм двоичного поиска (дихотомия); 
  • алгоритм сортировки методом вставки.
Алгоритмизация и  программирование в С/С++: 
  • структура программы; 
  • структура и типы данных, описание переменных; 
  • арифметические и логические операции Си; 
  • функции ввода и вывода; потоковый ввод и вывод; 
  • операторы простые и структурированные, операторы управления; 
  • разновидности оператора присваивания в Си; 
  • массивы; 
  • особенности работы с двумерными и одномерными массивами; 
  • ввод и вывод массивов; 
  • обработка элементов массивов;  
  • алгоритмы перестановки элементов в массивах двумерных и одномерных; 
  • алгоритмы нахождения максимального и минимального элемента в двумерном и одномерном массивах. алгоритмы вычисления числовых рядов; препроцессор Си. 
Visual Basic Application (VBA):
  • техника написания кода: 
    • типы данных; 
    • описание и объявление переменных; 
    • функции преобразования типов данных; 
    • ввод и  вывод данных; инструкция присваивания; 
    • объявление массивов фиксированной длины; 
    • установка верхних и нижних границ массивов; 
    • доступ к элементу массива; 
    • обработка массивов; процедуры; 
    • конструкции принятия решения (условные и выбора); 
    • конструкции повтора (циклы);
  • работа с объектами: 
    • понятие объекта, метода, свойства; 
    • связь VBA с Excel (способы передачи данных из Excel в VBA, и  обратно); 
    • управление объектами с помощью свойств; 
    • использование методов в коде; 
    • создание объектов  (элементы управления группы набора Toolbox); 
    • понятие события; 
    • создание функции отклика. 

Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины 

основная литература

  1. Информатика: учеб. Пособие. Ч.1/Т.Ю. Бугакова,  С.Ю. Кацко,  С.А. Егорова, Н.В. Деева, С.А. Баландина , Е.В. Михайлович; под общ.  ред. С.Ю. Кацко. – Новосибирск: СГГА, 2010,  – 234 с. 
  2. Информатика: учеб. Пособие. Ч.2/С.М. Горбенко, Т.Ю. Бугакова , С.Ю. Кацко, Н.П. Артемьева, Е.В. Михайлович; под общ. ред. С.Ю. Кацко – Новосибирск: СГГА, 2010. – 260 с.
  3. Информатика: учеб. Пособие. Ч.3/ С.М. Горбенко, С.Ю. Кацко,  Н.П. Артемьева, С.А. Егорова, Н.В. Деева, С.А. Вдовин;  под общ. ред. С.Ю. Кацко – Новосибирск: СГГА, 2011. – 168 с.
  4. Егорова С.А. Алгоритмизация и программирование. Сб. лаб. работ. – Новосибирск: СГГА, 2010. – 57 с.
  5. Сырецкий Г.А. Информатика. Фундаментальный курс. Учебник для вузов. Том 1. Основы информационной и вычислительной техники. –  СПб: БХВ-Петербург, 2005. – 940 с.
  6. Сырецкий Г.А. Информатика. Фундаментальный курс. Учебник для вузов. Том 2. Информационные технологии и системы. –  СПб: БХВ-Петербург, 2007. – 848 с.

дополнительная литература

  1. Под редакцией проф. Н. В. Макаровой. Информатика. Учебник для студентов экономических ВУЗов. М.: Финансы и статистика, 2000. – 786с. 
  2. Под редакцией проф. Н. В. Макаровой. Информатика. Практикум по технологии работы на компьютере. М.: Финансы и статистика, 2000. – 256 с.: ил.
  3. Под ред. С. В. Симоновича. Информатика. Базовый курс. Учебник для ВУЗов. – СПб.: Питер Ком, 2000. – 640 с.: ил.

программное обеспечение и Интернет-ресурсы 

Материально-техническое обеспечение дисциплины

Материально-техническое обеспечение дисциплины предполагает использование персональных компьютеров, мультимедийных средств; интерактивной доски, электронных презентационных материалов, электронно-методических комплексов по дисциплине «Информатика». 


Программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС ВПО с учетом рекомендаций и ПрООП ВПО по направлению и профилю подготовки с использованием материалов УМК-комплексов.

Автор программы: доцент каф. прикладной информатики СГГА Егорова С.А.
Comments