Утверждена в 2011 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Дисциплина |
Информатика |
Направление подготовки |
200400
Оптотехника |
Профиль подготовки |
|
Квалификация (степень) выпускника |
бакалавр |
Форма обучения |
очная |
Цели освоения дисциплины
Цель освоения дисциплины:
- формирование необходимого объема знаний по информатизации современного общества и информационным технологиям, и использования этих знаний информатики в технологии приборостроения (оптики).
В процессе освоения данной дисциплины студент формирует следующие компетенции:
- способность применять основные методы, способы и средства получения, хранения, переработки информации, иметь навыки работы с компьютером как средством управления информацией (ОК-12);
- способность работать с информацией в глобальных компьютерных сетях (ПК-3).
Задачи дисциплины:
- изучение основных законов и концепций информатики;
- сбор , обработка, хранение, передача и накопление, защита информации;
- технические и программные средства реализации информационных процессов;
- изучение языков программирования (Borland Pascal, Delphi);
- основы компьютерной коммуникации, сетевой сервис.
Место дисциплины в структуре ООП ВПО
Дисциплина Информатика относится к циклу Б2 - Математический и естественнонаучный цикл. Требования к начальной подготовке соответствует требованиям, предъявляемым к выпускникам средних школ по математике, физике и информатики при поступлении.
Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины
В результате освоения дисциплины обучающийся должен демонстрировать следующие результаты образования:
- Знать (ОК-12, ПК-3):
- общие понятия теории информации;
- технические и программные средства реализации информационных процессов;
- современные языки программирования, базы данных, программное обеспечение и технологии программирования;
- глобальные и локальные сети ЭВМ.
- Уметь (ОК-12,ПК-3):
- использовать возможности вычислительной техники;
- выбирать технические средства и технологии с учетом экологических последствий их применения.
- Владеть (ОК-12,ПК-3):
- методиками применения прикладных программ.
Объем дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы
|
Всего часов
|
Семестр
|
1
|
Аудиторные занятия (всего)
|
68
|
68
|
В том числе:
|
|
|
Лекции
|
34
|
34
|
Практические занятия (ПЗ)
|
34
|
34
|
Самостоятельная работа (всего)
|
76
|
76
|
В том числе:
|
|
|
Курсовая работа
|
|
|
Вид промежуточной аттестации (зачет, экзамен)
|
|
|
Общая трудоемкость:
|
|
|
Часы
|
144
|
|
Зачетные единицы
|
|
|
Структура и содержание дисциплины (модуля)
№ п.п.
|
Раздел дисциплины
|
Семестр
|
Неделя семестра
|
Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость (в часах)
|
Формы текущего контроля успеваемости (по неделям семестра). Формы промежуточной аттестации (по семестрам)
|
Лекции
|
Лаб.р
|
Сам.р.
|
1
|
Основные понятия и методы теории информатики и кодирования. Сигналы, данные, информация. Общая характеристика процессов сбора, передачи, обработки и накопления информации
|
1
|
1-2
|
8
|
2
|
4
|
Тест, индивидуальные задания
|
2
|
Технические средства реализации информационных процессов
|
1
|
3
|
2
|
|
2
|
Тест, индивидуальные задания
|
3
|
Программные средства реализации информационных процессов
|
1
|
4-6
|
10
|
14
|
10
|
Тест, индивидуальные задания
|
4
|
Модели решения функциональных и вычислительных задач
|
1
|
7
|
2
|
|
|
Тест, индивидуальные задания
|
5
|
Локальные и глобальные сети ЭВМ. Защита информации в сетях
|
1
|
8
|
2
|
2
|
4
|
Тест, индивидуальные задания
|
6
|
Алгоритмизация и программирование
|
1
|
9-10
|
2
|
2
|
2
|
Тест, индивидуальные задания
|
7
|
Технологии программирования. Языки программирования высокого уровня
|
1
|
11-16
|
8
|
14
|
12
|
Тест, индивидуальные задания
|
|
Итог 1-го семестра
|
2
|
|
34
|
34
|
34
|
зачет
|
Темы, разделы дисциплины
|
Количество часов
|
Компетенции
|
ОК-11
|
ОК-12
|
Общее количество компетенций
|
Раздел 1. Основные понятия и методы теории информатики и кодирования. Сигналы, данные, информация. Общая характеристика процессов сбора, передачи, обработки и накопления информации
|
8
|
+
|
+
|
2
|
Тема 1. Сообщения, данные, сигнал, атрибутивные свойства информации, показатели качества информации, формы представления информации. Системы передачи информации
|
2
|
+
|
|
1
|
Тема 2. Меры и единицы количества и объема информации
|
|
+
|
|
1
|
Тема 3. Позиционные системы счисления
|
2
|
+
|
|
1
|
Тема 4. Логические основы ЭВМ
|
2
|
+
|
|
1
|
Раздел 2. Технические средства реализации информационных процессов
|
2
|
+
|
|
1
|
Тема 1. История развития ЭВМ. Понятие и основные виды архитектуры ЭВМ
|
|
|
+
|
1
|
Тема 2. Состав и назначение основных элементов персонального компьютера, их характеристики
|
|
|
+
|
1
|
Тема 3. Запоминающие устройства: классификация, принцип работы, основные характеристики
|
|
|
+
|
1
|
Тема 4. Устройства ввода/вывода данных, их разновидности и основные характеристики
|
|
|
+
|
1
|
Раздел 3. Программные средства реализации информационных процессов
|
10
|
+
|
+
|
2
|
Тема 1. Понятие системного и служебного (сервисного) программного обеспечения: назначение, возможности, структура. Операционные системы
|
2
|
+
|
|
1
|
Тема 2. Файловая структура операционных систем. Операции с файлами
|
|
+
|
|
1
|
Тема 3. Технологии обработки текстовой информации
|
2
|
+
|
|
1
|
Тема 4. Электронные таблицы
|
2
|
+
|
|
1
|
Тема 5. Технологии обработки графической информации
|
2
|
+
|
+
|
2
|
Тема 6. Средства электронных презентаций
|
|
+
|
|
1
|
Тема 7. Системы управления базами данных
|
2
|
+
|
+
|
2
|
Тема 8. Основы баз данных и знаний
|
|
+
|
+
|
2
|
Раздел 4. Модели решения функциональных и вычислительных задач
|
2
|
+
|
+
|
2
|
Тема 1. Моделирование как метод познания
|
|
+
|
+
|
2
|
Тема 2. Классификация и формы представления моделей
|
|
+
|
+
|
2
|
Тема 3. Методы и технологии моделирования
|
|
+
|
+
|
2
|
Тема 4. Информационная модель объекта
|
|
|
+
|
1
|
Раздел 5. Локальные и глобальные сети ЭВМ. Защита информации в сетях
|
2
|
|
+
|
1
|
Тема 1. Сетевые технологии обработки данных
|
|
|
+
|
1
|
Тема 2. Основы компьютерной коммуникации. Принципы организации и основные топологии вычислительных сетей
|
|
|
+
|
1
|
Тема 3. Сетевой сервис и сетевые стандарты
|
|
|
+
|
1
|
Тема 4. Защита информации в локальных и глобальных компьютерных сетях
|
|
|
+
|
1
|
Раздел 6. Алгоритмизация и программирование
|
2
|
+
|
|
1
|
Тема 1. Понятие алгоритма и его свойства. Блок-схема алгоритма
|
|
+
|
|
1
|
Тема 2. Основные алгоритмические конструкции. Базовые алгоритмы
|
|
+
|
|
1
|
Тема 3. Программы линейной структуры
|
|
+
|
|
1
|
Тема 4. Операторы ветвления, операторы цикла
|
|
+
|
|
1
|
Раздел 7. Технологии программирования. Языки программирования высокого уровня
|
8
|
+
|
|
1
|
Тема 1. Этапы решения задач на компьютерах
|
|
+
|
|
1
|
Тема 2. Понятие о структурном программировании. Модульный принцип программирования. Подпрограммы. Принципы проектирования программ сверху-вниз и снизу-вверх
|
2
|
+
|
|
1
|
Тема 3. Объектно-ориентированное программирование
|
2
|
+
|
|
1
|
Тема 4. Эволюция и классификация языков программирования. Основные понятия языков программирования
|
2
|
+
|
|
1
|
Тема 5. Структуры и типы данных языка программирования
|
|
+
|
|
1
|
Тема 6. Трансляция, компиляция и интерпретация
|
|
+
|
|
1
|
Итого
|
34
|
|
|
|
№ п.п.
|
Наименование обеспечиваемых (последующих) дисциплин
|
№№ разделов данной дисциплины, необходимых для изучения обеспечиваемых (последующих) дисциплин
|
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
6
|
7
|
1
|
Инженерная и компьютерная графика
|
+
|
|
+
|
|
|
|
|
2
|
Электроника и микропроцессорная техника
|
|
+
|
|
|
|
|
|
3
|
Безопасность жизнедеятельности
|
+
|
|
|
|
+
|
|
|
Лабораторный практикум
№ п.п.
|
№ раздела дисциплины
|
Темы практических заданий
|
Трудоемкость (час.)
|
1
|
1
|
Кодирование информации. Системы счисления
|
2
|
2
|
3
|
WINDOWS. Работа с файловой системой.
Текстовый редактор MS WORD.
Электронные таблицы MS EXCEL.
Работа с базами данных в MS ACCESS.
Создание презентаций. Работа с графикой
|
16
|
3
|
5
|
Локальные и глобальные сети
|
2
|
4
|
6,7
|
Программирование линейных и разветвляющихся структур. Программирование циклических структур. Работа с массивами и подпрограммами. Визуальное объектно-ориентированное программирование. Работа в среде DELPHI
|
14
|
Образовательные технологии
В соответствии с требованиями ФГОС ВПО по направлению подготовки реализация компетентностного подхода должна предусматривать широкое использование в учебном процессе активных и интерактивных форм проведения занятий (разбор конкретных ситуаций) в сочетании с внеаудиторной работой с целью формирования и развития профессиональных навыков обучающихся. В рамках учебных курсов должны быть предусмотрены встречи с представителями российских и зарубежных компаний, государственных и общественных организаций, мастер-классы экспертов и специалистов.
Применение рейтинговой системы аттестации студентов.
Удельный вес занятий, проводимых в интерактивных формах, определяется главной целью (миссией) программы, особенностью контингента обучающихся и содержанием конкретных дисциплин, и в целом в учебном процессе они должны составлять не менее 50% аудиторных занятий (определяется требованиями ФГОС с учетом специфики ООП). Занятия лекционного типа для соответствующих групп студентов не могут составлять более 50% аудиторных занятий (определяется соответствующим ФГОС).
Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины и учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов
Список вопросов для подготовки к зачету
- Понятие информация и количество информации.
- Виды и свойства информации.
- Кодирование информации.
- Системы счисления.
- Логические высказывания, логические операции и логические отношения. Законы алгебра логики.
- Состав ПК. Назначение основных устройств. Функциональная схема ПК.
- Понятие программа. Виды программ. Операционные системы(ОС).
- Классификация ОС. Элементы интерфейса WINDOWS.
- Основные технологические принципы WINDOWS.
- Файловая система WINDOWS.
- Компьютерные вирусы. Защита от вирусов.
- Текстовый редактор MS WORD.
- Создание документов, форматирование символов и абзацев.
- Оформление страницы. Понятие о шаблонах и стилях.
- Редактор формул в MS WORD.
- Электронные таблицы. ЭТ EXCEL.
- Создание документов. Основной структурный элемент ЭТ EXCEL
- Относительный и абсолютный адрес ячейки
- Работа с формулами, функциями, копирование формул
- Матричные операции в EXCEL. Построение графиков и диаграмм в MS EXCEL.
- Базы данных(БД). Системы управления управления базами данных(СУБД). Назначение и основные понятия. СУБД ACCESS.
- Основные объекты СУБД. Создание таблиц, работа с формами. Виды запросов. Запрос на выборку. Отчеты в СУБД ACCESS.
- Сжатие данных.
- Компьютерная графика. Растровая и векторная графика, достоинства и недостатки
- Решение задач на ПЭВМ. Постановка задачи.
- Модели. Классификация моделей. Информационная модели.
- Понятие алгоритма . Виды алгоритмов.
- Основы построения программ на языках высокого уровня. Структура программы на Borland Pascal. Типы данных и основные операторы. Подпрограммы и модули. Подключение к программе стандартных модулей.
- Технология объектно–ориентированного программирования. Основные понятия.
- Визуальное программирование. Интегрированная среда разработки программ Delphi. Основные компоненты Delphi. Интерфейс Delphi. Классы, Объекты, свойства, методы.
- Разработка приложений в Delphi. Разработка интерфейса и определение функциональности приложений в Delphi .
- Компьютерные сети. Локальные и глобальные сети, Интернет.
- Основные службы Интернета. Электронный документ.( WEB документ). Браузеры. Поисковые системы. Защита информации в компьютерных сетях.
Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины
основная литература
- Информатика: учеб. пособие. Ч. 1 / Т.Ю. Бугакова, С.Ю. Кацко, С.А. Егорова, Н.В. Деева, Н.А. Баландина, Е.В. Михайлович; под общ. ред. С.Ю. Кацко. – Новосибирск: СГГА, 2010. – 234 с.
- Информатика: учеб. пособие. Ч. 2 / С.М. Горбенко, Т.Ю. Бугакова, С.Ю. Кацко, Н.П. Артемьева, Е.В. Михайлович; под общ. ред. С.Ю. Кацко – Новосибирск: СГГА, 2010. – 260 с.
- Информатика: учеб. пособие. Ч. 3 / С.М. Горбенко, С.Ю. Кацко, Н.П. Артемьева, С.А. Егорова, Н.В. Деева, С.А. Вдовин; под общ. ред. С.Ю. Кацко – Новосибирск: СГГА, 2011. – 168 с.
- Информатика. Базовый курс. 2-е издание / Под ред. Симоновича С.В. – СПб.: Питер, 2005. – 640 с.
- Могилев, А.В. Информатика / А.В. Могилев, Н.И. Пак, Е.К. Хеннер. – М.: Academia, 2004. – 848 с.
- В.Фаронов. Delphi 6 Серия Учебный курс. Санкт-Петербург, 2002.
- Владимир Гофман, Анатолий Хоменко Delphi.Быстрый старт, 2002.
- В.Г. Олифер, Н.А.Олифер Компьютерные сети, Принципы, технологии.
дополнительная литература
- С.В.Глушаков,А.С.Сурядный OFFICE 2007 Учебный курс 2008.
- Э.С.Таненбаум Архитектура компьютера,2003.
- С.А.Немнюгин TURBO- РАSCАL .Программирование на языке высокого уровня. Учебник для вузов.2003.
- Г.А. Сырецкий Фундаментальный курс. Учебник для вузов. том 1 Основы информационной и вычислительной техники Санкт-Петербург 2005.
- Г.А.Сырецкий Фундаментальный курс. Учебник для вузов. том 2.
- Т.А.Павловская Паскаль .Программирование на языке высокого уровня ,2003.
программное обеспечение и Интернет-ресурсы
- Операционная система WINDOWS XP
- MS OFFICE 2007, 2010
- Интернет-браузеры
Материально-техническое обеспечение дисциплины (модуля)
Материально-техническое обеспечение дисциплины предполагает использование персональных компьютеров, мультимедийных средств: интерактивной доски, проектора.
Программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС ВПО с учетом рекомендаций и ПрООП ВПО по направлению и профилю подготовки с использованием материалов УМК-комплексов.
Программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС ВПО с учетом рекомендаций и ПрООП ВПО по направлению и профилю подготовки с использованием материалов УМК-комплексов.
Автор программы: ст. преподаватель кафедры прикладной информатики СГГА Артемьева Н.П.
|
 Updating...
Ċ Станислав Кацко, 3 нояб. 2011 г., 21:47
|