Утверждена в 2011 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА


Дисциплина Информатика
Направление подготовки  200100  
Приборостроение
Профиль подготовки   
Квалификация (степень) выпускника  бакалавр 
Форма обучения  очная 









Цели освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины
  • формирование необходимого объема знаний по информатизации современного общества и информационным технологиям, и использования этих знаний  информатики в технологии приборостроения (оптики). 
В процессе освоения данной дисциплины студент студент формирует следующие компетенции: 
  • способность понимать сущность и значение информации в развитии современного информационного общества, сознание опасности и угроз, возникающих в этом процессе, соблюдение основных требований информационной безопасности, в том числе защиты государственной тайны (ОК-11);
  • способность использовать основные методы, способы и средства получения, хранения, переработки информации, иметь навыки работы с компьютером как средством управления информацией (ОК-12);
  • способность работать с  информацией  в глобальных компьютерных сетях(ПК-3).
Задачи дисциплины:
  • изучение основных законов  и концепций информатики;
  • сбор, обработка, хранение, передача и накопление, защита информации;
  • технические и программные средства реализации информационных процессов;
  • изучение языков программирования (Borland Pascal, Delphi);
  • основы компьютерной коммуникации, сетевой сервис.

Место дисциплины в структуре ООП ВПО

Дисциплина информатика относится  к циклу Б2 - Математический  и естественнонаучный цикл. Требования к начальной подготовке  соответствует требованиям, предъявляемым к выпускникам средних школ по математике, физике и информатики при поступлении. 

Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины (модуля)

В результате освоения дисциплины обучающийся должен демонстрировать следующие результаты образования:
  1. Знать (ОК-11, ОК-12, ПК-3): 
    • основы теории информации;
    • технические и программные средства реализации информационных процессов;
    • современные языки программирования, базы данных, программное обеспечение и технологии программирования;
    • глобальные и локальные компьютерные сети.
  2. Уметь (ОК-12,ПК-3):
    • использовать возможности вычислительной техники и программного обеспечения.
  3. Владеть (ОК-12,ПК-3):
    • основными методами работы на ПЭВМ с прикладными программными средствами.

Объем дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы
Всего часов
Семестр
1
Аудиторные занятия (всего)
68
68
В том числе:


Лекции
34
34
Практические занятия (ПЗ)
34
34
Самостоятельная работа (всего)
76
76
В том числе:


Курсовая работа


Вид промежуточной аттестации (зачет, экзамен)


Общая трудоемкость:


Часы
144

Зачетные единицы


Структура и содержание дисциплины (модуля)

№ п.п.
Раздел дисциплины
Семестр
Неделя семестра
Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость (в часах)
Формы текущего контроля успеваемости (по неделям семестра). Формы промежуточной аттестации (по семестрам)
Лекции
Лаб.р
Сам.р.
1
Основные понятия и методы теории информатики и кодирования. Сигналы, данные, информация. Общая характеристика процессов сбора, передачи, обработки и накопления информации
1
1-2
8
2
4
Тест, индивидуальные задания
2
Технические средства реализации информационных процессов
1
3
2

2
Тест, индивидуальные задания
3
Программные средства реализации информационных процессов
1
4-6
10
14
10
Тест, индивидуальные задания
4
Модели решения функциональных и вычислительных задач
1
7
2
2

Тест, индивидуальные задания
5
Локальные и глобальные сети ЭВМ. Защита информации в сетях
1
8
2
2
4
Тест, индивидуальные задания
6
Алгоритмизация и программирование
1
9-10
2
2
2
Тест, индивидуальные задания
7
Технологии программирования. Языки программирования высокого уровня
1
11-16
8
12
12
Тест, индивидуальные задания


Темы, разделы дисциплины
Количество часов
Компетенции
ОК-11
ОК-12
ПК-3
Общее количество
компетенций
Раздел 1. Основные понятия и методы теории информатики и кодирования. Сигналы, данные, информация. Общая характеристика процессов сбора, передачи, обработки и накопления информации
8
+
+

2
Тема 1. Сообщения, данные, сигнал, атрибутивные свойства информации, показатели качества информации, формы представления информации. Системы передачи информации
2
+
+

2
Тема 2. Меры и единицы количества и объема информации


+

1
Тема 3. Позиционные системы счисления
2

+

1
Тема 4. Логические основы ЭВМ
2

+

1
Раздел 2. Технические средства реализации информационных процессов
2

+

1
Тема 1. История развития ЭВМ. Понятие и основные виды архитектуры ЭВМ


+

1
Тема 2. Состав и назначение основных элементов персонального компьютера, их характеристики


+

1
Тема 3. Запоминающие устройства: классификация, принцип работы, основные характеристики


+

1
Тема 4. Устройства ввода/вывода данных, их разновидности и основные характеристики


+

1
Раздел 3. Программные средства реализации информационных процессов
10

+

1
Тема 1. Понятие системного и служебного (сервисного) программного обеспечения: назначение, возможности, структура. Операционные системы
2

+

1
Тема 2. Файловая структура операционных систем. Операции с файлами


+

1
Тема 3. Технологии обработки текстовой информации
2

+

1
Тема 4. Электронные таблицы
2

+

1
Тема 5. Технологии обработки графической информации
2

+

1
Тема 6. Средства электронных презентаций


+

1
Тема 7. Системы управления базами данных
2

+

1
Тема 8. Основы баз данных и знаний


+

1
Раздел 4. Модели решения функциональных и вычислительных задач
2

+

1
Тема 1. Моделирование как метод познания


+

1
Тема 2. Классификация и формы представления моделей


+

1
Тема 3. Методы и технологии моделирования


+

1
Тема 4. Информационная модель объекта


+

1
Раздел 5. Локальные и глобальные сети ЭВМ. Защита информации в сетях
2

+
+
2
Тема 1. Сетевые технологии обработки данных


+
+
2
Тема 2. Основы компьютерной коммуникации. Принципы организации и основные топологии вычислительных сетей


+
+
2
Тема 3. Сетевой сервис и сетевые стандарты


+
+
2
Тема 4. Защита информации в локальных и глобальных компьютерных сетях


+

+


+

3
Раздел 6. Алгоритмизация и программирование
2

+

1
Тема 1. Понятие алгоритма и его свойства. Блок-схема алгоритма


+

1
Тема 2. Основные алгоритмические конструкции. Базовые алгоритмы


+

1
Тема 3. Программы линейной структуры


+

1
Тема 4. Операторы ветвления, операторы цикла


+

1
Раздел 7. Технологии программирования. Языки программирования высокого уровня
8

+

1
Тема 1. Этапы решения задач на компьютерах


+

1
Тема 2. Понятие о структурном программировании. Модульный принцип программирования. Подпрограммы. Принципы проектирования программ сверху-вниз и снизу-вверх
2

+

1
Тема 3. Объектно-ориентированное программирование
2

+

1
Тема 4. Эволюция и классификация языков программирования. Основные понятия языков программирования
2

+

1
Тема 5. Структуры и типы данных языка программирования


+

1
Тема 6. Трансляция, компиляция и интерпретация


+

1
Итого
34






№ п.п.
Наименование обеспечиваемых (последующих) дисциплин
№№ разделов данной дисциплины, необходимых для изучения обеспечиваемых (последующих) дисциплин
1
2
3
4
5
6
7
1
Начертательная геометрия и инженерная графика
+

+




2
Компьютерные технологии в приборостроении


+




3
Электроника и микропроцессорная техника

+





4
Безопасность жизнедеятельности
+



+


Лабораторный практикум

№ п.п.
№ раздела дисциплины
Темы практических заданий
Трудоемкость (час.)
1
1
Кодирование информации. Системы счисления
2
2
3
WINDOWS. Работа с файловой системой. Текстовый  редактор  MS WORD. Электронные  таблицы MS EXCEL. Работа  с базами данных в MS ACCESS. Создание презентаций. Работа с графикой
16
3
5
Локальные и глобальные сети
2
4
6,7
Программирование линейных и разветвляющихся структур. Программирование циклических структур. Работа с массивами и подпрограммами. Визуальное объектно-ориентированное программирование. Работа в среде DELPHI
14

Образовательные технологии 

В соответствии с требованиями ФГОС ВПО по направлению подготовки реализация компетентностного подхода должна предусматривать широкое использование в учебном процессе активных и интерактивных форм проведения занятий (разбор конкретных ситуаций) в сочетании с внеаудиторной работой с целью формирования и развития профессиональных навыков обучающихся. В рамках учебных курсов должны быть предусмотрены встречи с представителями российских и зарубежных компаний, государственных и общественных организаций, мастер-классы экспертов и специалистов.

Применение  рейтинговой системы аттестации студентов. 

Удельный вес занятий, проводимых в интерактивных формах, определяется главной целью (миссией) программы, особенностью контингента обучающихся и содержанием конкретных дисциплин, и в целом в учебном процессе они должны составлять не менее 50% аудиторных занятий (определяется требованиями ФГОС с учетом специфики ООП). Занятия лекционного типа для соответствующих групп студентов не могут составлять более 100% аудиторных занятий (определяется соответствующим ФГОС).

Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины и учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов

Список вопросов к зачету
  1. Понятие информация и количество информации. 
  2. Виды и свойства информации.
  3. Кодирование информации.
  4. Системы счисления.
  5. Логические высказывания, логические операции и логические отношения. Законы алгебра логики.
  6. Состав ПК. Назначение основных устройств. Функциональная схема ПК.
  7. Понятие программа. Виды программ. Операционные системы (ОС). 
  8. Классификация ОС. Элементы интерфейса WINDOWS.
  9. Основные технологические принципы WINDOWS.
  10. Файловая система WINDOWS.
  11. Компьютерные вирусы. Защита от вирусов.
  12. Текстовый редактор  MS WORD.
  13. Создание документов, форматирование символов и абзацев.
  14. Оформление страницы. Понятие о шаблонах и стилях.
  15. Редактор формул в MS WORD.
  16. Электронные таблицы. ЭТ EXCEL.
  17. Создание документов. Основной структурный элемент ЭТ EXCEL.
  18. Относительный  и абсолютный адрес ячейки. 
  19. Работа с формулами, функциями, копирование формул.
  20. Матричные операции в EXCEL. Построение графиков и диаграмм в MS EXCEL.
  21. Базы данных (БД). Системы управления управления базами данных (СУБД). Назначение и основные понятия. СУБД  ACCESS.
  22. Основные объекты СУБД. Создание таблиц, работа с формами. Виды запросов. Запрос на выборку. Отчеты в СУБД  ACCESS.
  23. Сжатие данных.
  24. Компьютерная графика. Растровая и векторная графика, достоинства и недостатки.
  25. Решение задач на ПЭВМ. Постановка задачи.
  26. Модели. Классификация моделей. Информационная модели.
  27. Понятие алгоритма. Виды алгоритмов.
  28. Основы построения программ на языках высокого уровня. Структура программы на Borland Pascal. Типы данных и основные операторы. Подпрограммы и модули. Подключение к программе стандартных модулей.
  29. Технология объектно–ориентированного программирования (ООП). Основные понятия ООП.
  30. Визуальное программирование. Интегрированная среда разработки программ Delphi. Основные компоненты Delphi. Интерфейс Delphi. Классы, Объекты, свойства, методы.
  31. Разработка приложений в Delphi. Разработка интерфейса и определение функциональности приложений в Delphi.  
  32. Компьютерные сети. Локальные и глобальные сети, Интернет.
  33. Основные службы Интернета. Электронный документ (WEB документ). Браузеры. Поисковые системы. Защита информации в компьютерных сетях.

Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины 

основная литература

  1. Информатика: учеб. пособие. Ч. 1 / Т.Ю. Бугакова,  С.Ю. Кацко,  С.А. Егорова, Н.В. Деева, Н.А. Баландина, Е.В. Михайлович; под общ.  ред. С.Ю. Кацко. – Новосибирск: СГГА, 2010.  – 234 с. 
  2. Информатика: учеб. пособие. Ч. 2 / С.М. Горбенко, Т.Ю. Бугакова, С.Ю. Кацко, Н.П. Артемьева, Е.В. Михайлович; под общ. ред. С.Ю. Кацко – Новосибирск: СГГА, 2010. – 260 с.
  3. Информатика: учеб. пособие. Ч. 3 / С.М. Горбенко, С.Ю. Кацко,  Н.П. Артемьева, С.А. Егорова, Н.В. Деева, С.А. Вдовин;  под общ. ред. С.Ю. Кацко – Новосибирск: СГГА, 2011. – 168 с.
  4. Информатика. Базовый курс. 2-е издание / Под ред. Симоновича С.В. – СПб.: Питер, 2005. – 640 с.
  5. Могилев, А.В. Информатика / А.В. Могилев, Н.И. Пак, Е.К. Хеннер. – М.: Academia, 2004. – 848 с.
  6. В.Фаронов.  Delphi 6  Серия Учебный  курс.  Санкт-Петербург, 2002
  7. Владимир Гофман, Анатолий Хоменко Delphi.Быстрый  старт, 2002 
  8. В.Г. Олифер, Н.А.Олифер Компьютерные сети, Принципы, технологии. 

дополнительная литература

  1. С.В.Глушаков,А.С.Сурядный  OFFICE 2007 Учебный курс  2008
  2. Э.С.Таненбаум  Архитектура компьютера,2003
  3. С.А.Немнюгин  TURBO- РАSCАL. Программирование на языке высокого уровня. Учебник для вузов.2003.
  4. Г.А. Сырецкий Фундаментальный курс. Учебник для вузов. том 1 Основы информационной и вычислительной техники Санкт-Петербург 2005  
  5. Г.А.Сырецкий  Фундаментальный курс. Учебник для вузов. том 2 
  6. Т.А.Павловская  Паскаль. Программирование на языке высокого уровня, 2003.

программное обеспечение и Интернет-ресурсы 

  1. Операционная система WINDOWS XP
  2. MS OFFICE 2007, 2010
  3. Интернет-браузеры

Материально-техническое обеспечение дисциплины

Материально-техническое обеспечение дисциплины предполагает использование персональных компьютеров, мультимедийных средств: интерактивной доски, проектора.
Программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС ВПО с учетом рекомендаций и ПрООП ВПО по направлению и профилю подготовки с использованием материалов УМК-комплексов.


Программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС ВПО с учетом рекомендаций и ПрООП ВПО по направлению и профилю подготовки с использованием материалов УМК-комплексов.

Автор программы: ст. преподаватель кафедры прикладной информатики Артемьева Н.П.
Ċ
Станислав Кацко,
3 нояб. 2011 г., 21:33
Comments