Утверждена в 2011 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

Оглавление

  1. Цели освоения дисциплины
  2. Место дисциплины в структуре ООП ВПО
  3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины
  4. Структура и содержание дисциплины
  5. Образовательные технологии 
  6. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины и учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов
  7. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины 
  8. Материально-техническое обеспечение дисциплины

ДисциплинаИнформатика
Направление подготовки 021300
Картография и геоинформатика
Профиль подготовки  
Квалификация (степень) выпускника бакалавр 
Форма обучения очная 














Цели освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины
  • формирование общекультурных и профессиональных компетенций, определяющих готовность и способность бакалавра картографии и геоинформатики к использованию знаний в области информатики при решении практических задач в рамках производственно-технологической, проектно-изыскательской и научно-исследовательской профессиональной деятельности.
Задачи дисциплины:
  • овладение основными методами, способами и средствами получения, хранения, переработки информации;
  • получение навыков работы с компьютером, в компьютерных сетях;
  • изучение сущности и значения информации в развитии современного общества, основных требований информационной безопасности;

Место дисциплины в структуре ООП ВПО

В структуре общей образовательной программы информатика относится к дисциплинам базовой части математического и естественнонаучного цикла Б2. 
Информатика изучает: основные понятия и положения теории информации, технические программные средства реализации информационных процессов, языки программирования высокого уровня, базы данных, технологии программирования, глобальные и локальные сети, средства компьютерной графики. Обучаемый овладевает возможностями компьютерной техники и программного обеспечения, как в профессиональной деятельности, так и в сфере коммуникации, в частности, средствами компьютерной графики (от ввода и преобразования до отображения графических объектов) и основными методами работы на ЭВМ с прикладным программным обеспечением.
Для изучения дисциплины необходимы знания в области математики и информатики в объёме средней общеобразовательной школы.

Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины
В результате освоения дисциплины обучающийся должен демонстрировать следующие результаты образования:
  1. Знать (ОК-1,ОК-9, ОК-10): 
    • иметь базовые знания в области информатики  и современных геоинформационных технологий;
    • Владение культурой мышления, способность к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения;
    • Способность понимать сущность и значение информации в развитии современного информационного общества, сознавать опасности и угрозы, возникающие в этом процессе, соблюдать основные требования информационной безопасности, в том числе защиты государственной тайны;
    • Владение основными методами, способами и средствами получения, хранения, переработки информации, имеет навыки работы с компьютером как средством управления информацией;
  2. Уметь (ПК-7):
    • Создавать базы данных и использовать ресурсы Интернет для освоения геоинформационных технологий;
    • Умение использовать в социальной  жизнедеятельности, в познавательной и в профессиональной деятельности навыки работы с компьютером, владение современными геоинформационными и телекоммуникационными технологиями создания карт, программными продуктами в области картографии, геоинформатики и обработки аэрокосмических снимков;
  3. Владеть (ПК-2, ПК-15):
    • Навыками использования программных средств и работы в компьютерных сетях;
    • Владение базовыми знаниями в области информатики, геоинформатики и современных геоинформационных технологий: иметь навыки использования программных средств и работы в компьютерных сетях, уметь создавать базы данных и использовать ресурсы Интернет, использовать геоинформационные технологии;
    • Владение базовыми знаниями в области информатики, компьютерных и мультимедийных технологий, программных средств, методов работы в компьютерных сетях, умение создавать базы данных и использовать ресурсы Интернет для целей картографирования, получения и обработки снимков; владение средствами глобального позиционирования;

Структура и содержание дисциплины

Раздел дисциплиныСеместрНеделя семестраВиды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость (в часах)
Формы текущего контроля успеваемости
(по неделям семестра)

Формы промежуточной аттестации (по семестрам)
лекц.лаб.сам.
Основные понятия и методы теории информатики и кодирования. Сигналы, данные, информация. Общая характеристика процессов сбора, передачи, обработки и накопления информации11-3644Тесты, индивидуальные задания
Технические средства реализации информационных процессов14-5424Тесты, индивидуальные задания
Модели решения функциональных и вычислительных задач16-7422Тесты, индивидуальные задания
Локальные и глобальные сети ЭВМ. Защита информации в сетях18-10626Тесты, индивидуальные задания
Программные средства реализации информационных процессов111-1816714Тесты, индивидуальные задания
Итог 1 семестра1



Зачет
Алгоритмизация и программирование21-88610Тесты, индивидуальные задания
Технологии программирования. Языки программирования высокого уровня29-18101110Тесты, индивидуальные задания
Итог 2 семестра2



Зачет

Темы, разделы дисциплиныКоличество часовКомпетенции
ОК-11ОК-12ОК-13Общее количество компетенций
Раздел 1. Основные понятия и методы теории информатики и кодирования. Сигналы, данные, информация. Общая характеристика процессов сбора, передачи, обработки и накопления информации14++
2
Тема 1. Сообщения, данные, сигнал, атрибутивные свойства информации, показатели качества информации, формы представления информации. Системы передачи информации3++
2
Тема 2. Меры и единицы количества и объема информации3++
2
Тема 3. Позиционные системы счисления4++
2
Тема 4. Логические основы ЭВМ4++
2
Раздел 2. Технические средства реализации информационных процессов10++
2
Тема 1. История развития ЭВМ. Понятие и основные виды архитектуры ЭВМ2++
2
Тема 2. Состав и назначение основных элементов персонального компьютера, их характеристики3++
2
Тема 3. Запоминающие устройства: классификация, принцип работы, основные характеристики3++
2
Тема 4. Устройства ввода/вывода данных, их разновидности и основные характеристики2++
2
Раздел 3. Модели решения функциональных и вычислительных задач8++
2
Тема 1. Моделирование как метод познания2++
2
Тема 2. Классификация и формы представления моделей2++
2
Тема 3. Методы и технологии моделирования2++
2
Тема 4. Информационная модель объекта2++
2
Раздел 4. Локальные и глобальные сети ЭВМ. Защита информации в сетях14

+1
Тема 1. Сетевые технологии обработки данных4

+1
Тема 2. Основы компьютерной коммуникации. Принципы организации и основные топологии вычислительных сетей4

+1
Тема 3. Сетевой сервис и сетевые стандарты3

+1
Тема 4. Защита информации в локальных и глобальных компьютерных сетях3

+1
Раздел 5. Программные средства реализации информационных процессов37++
2
Тема 1. Понятие системного и служебного (сервисного) программного обеспечения: назначение, возможности, структура. Операционные системы4++
2
Тема 2. Файловая структура операционных систем. Операции с файлами4++
2
Тема 3. Технологии обработки текстовой информации6++
2
Тема 4. Электронные таблицы8++
2
Тема 5. Технологии обработки графической информации4++
2
Тема 6. Средства электронных презентаций5++
2
Тема 7. Системы управления базами данных3++
2
Тема 8. Основы баз данных и знаний3++
2
Раздел 6. Алгоритмизация и программирование24++
2
Тема 1. Понятие алгоритма и его свойства. Блок-схема алгоритма6++
2
Тема 2. Основные алгоритмические конструкции. Базовые алгоритмы6++
2
Тема 3. Программы линейной структуры2++
2
Тема 4. Операторы ветвления, операторы цикла10++
2
Раздел 7. Технологии программирования. Языки программирования высокого уровня31++
2
Тема 1. Этапы решения задач на компьютерах3++
2
Тема 2. Понятие о структурном программировании. Модульный принцип программирования. Подпрограммы. Принципы проектирования программ сверху-вниз и снизу-вверх5++
2
Тема 3. Объектно-ориентированное программирование6++
2
Тема 4. Эволюция и классификация языков программирования. Основные понятия языков программирования10++
2
Тема 5. Структуры и типы данных языка программирования5++
2
Тема 6. Трансляция, компиляция и интерпретация5++
2
Итого138




Образовательные технологии 

В соответствии с требованиями ФГОС ВПО по направлению подготовки реализация компетентностного подхода предусматривает широкое использование в учебном процессе активных и интерактивных форм проведения занятий (разбор конкретных ситуаций) в сочетании с внеаудиторной работой с целью формирования и развития профессиональных навыков обучающихся. В рамках учебных курсов предусмотрены встречи с представителями российских и зарубежных компаний, государственных и общественных организаций, мастер-классы экспертов и специалистов.

Применение рейтинговой системы аттестации студентов. 
Удельный вес занятий, проводимых в интерактивных формах, определяется главной целью (миссией) программы, особенностью контингента обучающихся и содержанием конкретных дисциплин, и в целом в учебном процессе они составляют 50 % лабораторных занятий. Занятия лекционного типа с применением слайдов составляют 100 % аудиторных занятий.

Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины и учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов

Оценочными средствами для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины являются контрольные работы по текстовым процессорам (редакторам), электронным таблицам, СУБД и тесты по теории информации, основам логики, аппаратным компьютерным средствам, операционным системам, текстовому процессору (редактору), электронным таблицам, базам данных и СУБД. По разделу "Алгоритмизация и программирование" выполняются индивидуальные задания по каждой теме.

Список вопросов для подготовки к зачету (1 семестр)

  1. Область изучения информатики. Составные части информатики.
  2. Понятия "информация", "данные", "сигналы". Измерение количества информации.
  3. Виды информации. Свойства информации.
  4. Общая характеристика информационных процессов. Кодирование различных видов информации.
  5. Понятие "системы счисления". Виды систем счисления, примеры использования.
  6. Алгебра логики. Понятие "логическое высказывание". Примеры логических высказываний.
  7. Логические связки "И", "ИЛИ", "НЕ". Примеры. Логические формулы. Таблицы истинности.
  8. Эволюция средств вычислительной техники. Поколения компьютеров.
  9. Понятие об архитектуре и структуре компьютера. Основные архитектурные решения. Архитектура фон Неймана. Принципы Джона фон Неймана.
  10. Понятие "компьютер". Состав и назначение основных элементов персонального компьютера, их характеристики.
  11. Запоминающие устройства, устройства ввода/вывода: классификация, принцип работы, основные характеристики.
  12. Понятие "Программное обеспечение". Системное и сервисное программное обеспечение: назначение, возможности.
  13. Операционные системы: понятие, функции, классификация. Организация файловой системы операционных систем. Операции с файлами.
  14. Компоненты операционной системы. Виды интерфейсов пользователя. Взаимодействие с аппаратным обеспечением.
  15. Понятие "Программное обеспечение". Прикладное программное обеспечение: назначение, возможности, структура.
  16. Электронные таблицы: понятие, история возникновения. Основные характеристики электронной таблицы MS Excel.
  17. Ввод различных видов информации в MS Excel. Редактирование листа MS Excel.
  18. Формулы и функции в MS Excel. Понятие "ссылка" в MS Excel. Основные виды ссылок, их особенности.
  19. Ошибки в функциях в MS Excel. Построение диаграмм и графиков.
  20. Понятие "банк данных", "база данных". Компоненты, пользователи банка данных. Классификация баз данных.
  21. Понятие "система управления базами данных". Классификация СУБД.
  22. Модели данных: понятие, основные виды и их характеристики. Реляционная модель данных, её особенности.
  23. MS Access, её структура. Основные типы данных, используемые в MS Access. Понятие о ключевом поле. Таблицы в MS Access. Основные типы связей между таблицами.
  24. Запросы в MS Access. Основные типы запросов. Формы и отчеты в MS Access.
  25. Модели: понятие, основные свойства. Классификация моделей.
  26. Методы и технологии моделирования.
  27. Информационная модель объекта.
  28. Основные этапы решения задач с помощью компьютерного моделирования.
  29. Понятия "интеллектуальная собственность", "авторское право", правовое регулирование.
  30. Проприетарное (коммерческое) и свободное программное обеспечение. Защита прав на программное обеспечение. Компьютерное пиратство.
  31. Компьютерная графика: понятие, области применения. Цветовые модели и их виды.
  32. Растровая графика: основные понятия, достоинства и недостатки.
  33. Векторная графика: основные понятия, достоинства и недостатки.
  34. Компьютерная сеть. Задачи, решаемые при объединении компьютеров в сеть. Аппаратура для построения сетей.
  35. Локальные компьютерные сети, основные понятия. Файловый сервер. Технология "клиент-сервер".
  36. Основные топологии компьютерных сетей.
  37. Виды сетевого кабеля.
  38. Глобальные сети. Интернет. История возникновения. Основные сервисы (службы).
  39. Протоколы Интернета. Доменные адреса. Браузеры. Поисковые системы. Защита информации в локальных и глобальных компьютерных сетях.

Список вопросов для подготовки к зачету (2 семестр)

  1. Основы алгоритмизации. Этапы решения задач на ЭВМ.
  2. Алгоритм. Свойства алгоритмов.
  3. Способы записи алгоритмов.
  4. Базовые канонические структуры алгоритмов.
  5. Понятие о системе программирования: основные функции и компоненты.
  6. История развития языков программирования.
  7. Технология программирования.
  8. Языки программирования высокого уровня: понятие, грамматика.
  9. Основные понятия языка Visual Basic for Application (VBA).
  10. Встроенные типы данных VBA.
  11. Объявление переменных, массивов, констант.
  12. Создание приложения VBA.

Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины 

основная литература

  1. Информатика: учеб. пособие. Ч. 1 / Т.Ю. Бугакова,  С.Ю. Кацко,  С.А. Егорова, Н.В. Деева, Н.А. Баландина, Е.В. Михайлович; под общ.  ред. С.Ю. Кацко. – Новосибирск: СГГА, 2010.  – 234 с. 
  2. Информатика: учеб. пособие. Ч. 2 / С.М. Горбенко, Т.Ю. Бугакова, С.Ю. Кацко, Н.П. Артемьева, Е.В. Михайлович; под общ. ред. С.Ю. Кацко – Новосибирск: СГГА, 2010. – 260 с.
  3. Информатика: учеб. пособие. Ч. 3 / С.М. Горбенко, С.Ю. Кацко,  Н.П. Артемьева, С.А. Егорова, Н.В. Деева, С.А. Вдовин;  под общ. ред. С.Ю. Кацко – Новосибирск: СГГА, 2011. – 168 с.
  4. Информатика. Базовый курс. 2-е издание / Под ред. Симоновича С.В. – СПб.: Питер, 2005. – 640 с.
  5. Могилев, А.В. Информатика / А.В. Могилев, Н.И. Пак, Е.К. Хеннер. – М.: Academia, 2004. – 848 с.
  6. Бройдо, В.Л. Архитектура ЭВМ и систем: учебник для вузов / В.Л. Бройдо, О.П. Ильина. – СПб.: Питер, 2006. – 718 с.
  7. Михаэль Райтингер, Геральд Муч. Visual Basic 6 для пользователя: пер. с нем. – Издательская групп BHV, 1999. – 416 с.

дополнительная литература

  1. Стив Джонсон. Microsoft Office 2007. – М.: НТ Пресс, 2009. – 720 с.
  2. Кошелев, В.Е. Excel 2007. Эффективное использование / В.Е. Кошелев. – М.: Бином-Пресс, 2008. – 544 с.
  3. Фридланд, А.Я. Информатика и компьютерные технологии. Основные термины. Толков. слов. Более 1000 базовых понятий и терминов. – 3-е изд., испр. и доп. / А.Я. Фридланд, Л.С. Ханамирова, И.А. Фридланд. – М.: ООО "Издательство Астрель"; ООО "Издательство АСТ", 2003. – 272 с.
  4. Скотт Келби. Adobe Photoshop CS4. Справочник по цифровой фотографии. – М.: Вильямс, 2009. – 480 с.
  5. Миронов, Д.Ф. CorelDraw 12: учебный курс / Д.Ф. Миронов. – СПб.: Питер, 2004. – 442 с.
  6. Волченков, Н.Г. Программирование на Visual Basic 6: В 3-х ч. / Н.Г. Волченков. – М.: ИНФРА-М, 2000. – 288 с.

программное обеспечение и Интернет-ресурсы 

  1. Операционная система Windows XP/Vista/7.
  2. Офисный пакет MS Office 2007, 2010.
  3. Графический пакет CorelDraw X4.
  4. Графический пакет Photoshop CS4.
  5. Интернет-браузеры Firefox 7, Opera 11, Chrome 14.
  6. http://ru.wikipedia.org
  7. http://intuit.ru
  8. http://edu.ru

Материально-техническое обеспечение дисциплины

Материально-техническое обеспечение дисциплины предполагает использование персональных компьютеров; мультимедийных средств: интерактивной доски, проектора.


Программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС ВПО с учетом рекомендаций и ПрООП ВПО по направлению и профилю подготовки с использованием материалов УМК-комплексов.

Автор программы: доцент кафедры прикладной информатики, к.т.н. Кацко С.Ю.
Comments