Утверждена в 2011 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА


Дисциплина Информатика
Направление подготовки  120100   
Геодезия и дистанционное зондирование 
Профиль подготовки   
Квалификация (степень) выпускника  бакалавр 
Форма обучения  очная 









Цели и задачи освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины
  • формирование общекультурных и профессиональных компетенций, определяющих готовность и способность бакалавра геодезии к использованию знаний в области информатики при решении практических задач в рамках производственно-технологической, проектно-изыскательской и научно-исследовательской профессиональной деятельности. 
Освоение курса предполагает:
  • овладение основными методами, способами и средствами получения, хранения, переработки информации; 
  • получение навыков работы с компьютером, в компьютерных сетях; 
  • изучение сущности и значения информации в развитии современного общества, основных требований информационной безопасности.

Место дисциплины в структуре ООП ВПО

В структуре общей образовательной программы информатика относится к дисциплинам базовой части математического и естественнонаучного цикла Б2. 
Информатика изучает: основные понятия и положения теории информации, технические программные средства реализации информационных процессов, языки программирования высокого уровня, базы данных, технологии программирования, глобальные и локальные сети, средства компьютерной графики. Обучаемый овладевает возможностями компьютерной техники и программного обеспечения, как в профессиональной деятельности, так и в сфере коммуникации, в частности, средствами компьютерной графики (от ввода и преобразования до отображения графических объектов) и основными методами работы на ЭВМ с прикладным программным обеспечением.
Для изучения дисциплины необходимы знания в области математики и информатики в объёме средней общеобразовательной школы. 
Дисциплина формирует следующие общекультурные и профессиональные компетенции:
  • способность к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения, владеет культурой мышления (ОК-1);
  • владение основными методами, способами и средствами получения, хранения, переработки информации, наличие навыков работы с компьютером как средством управления информацией (ОК-9);
  • способность понимать сущность и значение информации в развитии современного информационного общества, сознавать опасности и угрозы, возникающие в этом процессе, соблюдать основные требования информационной безопасности, в том числе защиты государственной тайны (ОК-14);
  • способность работать с информацией в глобальных компьютерных сетях (ОПК-3),
  • применять средства вычислительной техники для математической обработки результатов полевых геодезических измерений, приближенных астрономических наблюдений, гравиметрических определений (ПК-7).

Требования к результатам освоения дисциплины

В результате освоения дисциплины «Информатика» обучающийся должен:
  1. Знать (ОК-1, ОК-14, ОПК-3): 
    • основные понятия и положения теории информации, технические средства реализации информационных процессов, языки программирования высокого уровня, базы данных, технологии программирования, глобальные и локальные сети, средства компьютерной графики.
  2. Уметь (ПК-7):
    • использовать возможности вычислительной техники программного обеспечения, как в профессиональной деятельности, так и в сфере коммуникации.
  3. Владеть (ОК-9, ПК-7):
    • средствами компьютерной графики (от ввода и преобразования до отображения графических объектов);
    • основными методами работы на ЭВМ с прикладным программным обеспечением.

Объём дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы
Всего часов
Семестры
1
Аудиторные занятия (всего)
68
68
В том числе:

-
Лекции
36
36
Практические занятия (ПЗ)
32
32
Семинары (С)


Лабораторные работы (ЛР)


Самостоятельная работа (всего)
76
76
В том числе:

-
Курсовой проект (работа)


Расчетно-графические работы


Реферат


Другие виды самостоятельной работы


     
Вид промежуточной аттестации (зачет, экзамен)
экзамен
экзамен
Общая трудоемкость час
144
144
Зачетные Единицы Трудоемкости
5
5

Содержание дисциплины

Содержание разделов дисциплины

 Наименование
 раздела
Кол-во часов
ОК-1
ОК-9
ОК-14
ОПК-3
ПК-7
Общее количество компетенций
Раздел 1. Основные понятия и методы теории информатики и кодирования. Сигналы, данные, информация. Общая характеристика процессов сбора, передачи, обработки и накопления информации
10
+

+


2
Раздел 2. Технические средства реализации информационных процессов
8

+



1
Раздел 3. Программные средства реализации информационных процессов
46

+


+
2
Раздел 4. Модели решения функциональных и вычислительных задач
6
+

+

+
3
Раздел 5. Алгоритмизация и программирование
18

+


+
2
Раздел 6. Локальные и глобальные сети ЭВМ. Защита информации в сетях.
16



+

1
Раздел 7. Технологии программирования. Языки программирования высокого уровня
40

+


+
2
Всего
144






Разделы дисциплины и междисциплинарные связи с обеспечиваемыми (последующими) дисциплинами

№ п.п.
Наименование обеспечиваемых (последующих) дисциплин
№№ разделов данной дисциплины, необходимых для изучения обеспечиваемых (последующих) дисциплин
1
2
3
4
5
6
1
Математические методы обработки и анализа геопространственных данных на ЭВМ
+
+
+
+
+
+
2
Геоинформационные системы и технологии
+
+
+
+
+
+

Разделы дисциплины и виды занятий

№ п.п.
Наименование раздела дисциплины
Семестр
Неделя семестра
Лекц.
Практ. зан.
Лаб. зан.
СРС
Всего
Формы текущего контроля успеваемости (по неделям семестра). Формы промежуточной аттестации (по семестрам)
1
Раздел 1. Основные понятия и методы теории информатики и кодирования. Сигналы, данные, информация. Общая характеристика процессов сбора, передачи, обработки и накопления информации
1
1-2
4
2
 
4
10
Тесты, контрольная работа
2
Раздел 2. Технические средства реализации информационных процессов
1
3-4
4

 
4
8
Тесты
3
Раздел 3. Программные средства реализации информационных процессов
1
5-9
10
10
 
26
46
Тесты, индивидуальные задания
4
Раздел 4. Модели решения функциональных и вычислительных задач
1
10
2

 
4
6
Тесты
5
Раздел 5. Алгоритмизация и программирование
1
10-12
4
6
 
8
18
Тесты, индивидуальные задания
6
Раздел 6. Локальные и глобальные сети ЭВМ. Защита информации в сетях
1
13,14
4
4
 
8
16
Тесты, индивидуальные задания
7
Раздел 7. Технологии программирования. Языки программирования высокого уровня
1
12,15-18
8
10

22
40
Тесты, индивидуальные задания

Практические задания

№ раздела дисциплины
Наименование практических заданий
Трудоемкость (час.)
1
1
Кодирование информации. Системы счисления

2
3
Операционная система Windows. Программные средства Microsoft Office
10
3
6
Глобальная сеть Internet. Язык разметки HTML
4
4
4,5,7
Алгоритмизация. Программирование на Visual Basic
16

Примерная тематика практических работ

  1. Системы счисления. Кодирование информации. 
  2. Операционная система Windows. Программа Проводник. Работа с программами архиваторами. Антивирусные программы.
  3. Работа с текстовым процессором Microsoft Word.
  4. Работа с электронными таблицами Microsoft Excel.
  5. Работа с программным средством для создания презентаций Microsoft Powerpoint.
  6. Работа с системой управления базаами данных Microsoft Access.
  7. Работа с программным средством для построения блок-схем Microsoft Visio.
  8. Создание блок-схем алгоритмов при решении вычислительных задач.
  9. Программирование в программной среде Visual Basic.
  10. Написание и отладка программ на языке программирования Visual Basic.
  11. Поисковые Internet-системы. Язык разметки HTML. Создание Web страниц. 

Образовательные технологии 

В соответствии с требованиями ФГОС ВПО по направлению подготовки реализация компетентностного подхода предусматривает широкое использование в учебном процессе активных и интерактивных форм проведения занятий (разбор конкретных ситуаций) в сочетании с внеаудиторной работой с целью формирования и развития профессиональных навыков обучающихся. В рамках учебных курсов предусмотрены встречи с представителями российских и зарубежных компаний, государственных и общественных организаций, мастер-классы экспертов и специалистов.
Применение рейтинговой системы аттестации студентов. 
Удельный вес занятий, проводимых в интерактивных формах, определяется главной целью (миссией) программы, особенностью контингента обучающихся и содержанием конкретных дисциплин, и в целом в учебном процессе они составляют 50 % лабораторных занятий. Занятия лекционного типа с применением слайдов составляют 100 % аудиторных занятий.

Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины и учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов

Оценочными средствами для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины являются контрольные работы по текстовым редакторам, электронным таблицам, базам данных и тесты по теории информации, основам логики, аппаратным компьютерным средствам, операционным системам, текстовому редактору, электронным таблицам, базам данных. По разделу «Алгоритмизация и программирование» выполняются индивидуальные задания по каждой теме.

Список вопросов для подготовки к экзамену

  1. Что такое информатика?
  2. Что такое данные?
  3. Какое количество информации содержится в 1 бите?
  4. Что такое система счисления?
  5. Как записываются числа в 16-ричной системе счисления?
  6. Почему в компьютерной технике используется двоичная система счисления?
  7. Почему в компьютерной литературе используется 16-ричная система счисления?
  8. Каким образом кодируются числовые данные, графические изображения, звук?
  9. Какие устройства являются древнейшими образцами вычислительной техники?
  10. Как назывались первые механические вычислительные машины?
  11. Что такое гибкое программирование? Кто и в каком устройства впервые его применил?
  12. Кто был первым  в мире программистом?
  13. Что такое ПК, микро-ЭВМ, мини-ЭВМ, большие ЭВМ?
  14. Какие аппаратные платформы ПК наиболее распространены?
  15. Какие типы монитора Вам известны?
  16. Из каких устройств состоит процессор?
  17. Какие виды компьютерной памяти Вам известны?
  18. Какие уровни программного обеспечения существуют?
  19. Дайте определение операционной системы.
  20. Перечислите основные функции операционной системы.
  21. Какие существуют файловые системы?
  22. Что происходит в памяти компьютера при удалении файла?
  23. Что такое BIOS?
  24. Что такое многозадачность?
  25. Какие операционные системы наиболее распространены сегодня?
  26. Чем отличаются локальные и глобальные сети?
  27. Что такое топология сети?
  28. Перечислите основные топологии сетей.
  29. Какие виды кабеля используются при передаче данных по компьютерным сетям?
  30. Какие службы существуют в Интернете?
  31. Что такое протокол?
  32. Что такое вирус?
  33. Назовите основные правила защиты от вирусов.
  34. Что такое электронная подпись?
  35. Что такое HTML? Парные и непарные теги.
  36. Разработка Web-страницы при помощи HTML.
  37. Что такое модель?
  38. Какие существуют виды моделей?
  39. Что такое язык программирования выского уровня?
  40. Что такое парадигма программирования?
  41. Назовите три основных принципа объектно-ориентированного программирования.
  42. Что такое структурное программирование?
  43. Что такое трансляция, компиляция и интерпретация?
  44. Что такое алгоритм?
  45. Какие фигуры используются в блок-схемах?
  46. Что такое переменная?
  47. Какие типы переменных существуют в языке Visual Basic?
  48. Назовите операторы ввода и вывода в языке Visual Basic.
  49. Какой синтаксис имеет условный оператор в языке Visual Basic?
  50. Какой синтаксис имеет оператор цикла в языке Visual Basic?
  51. Что такое массив?
  52. Что такое функция?

Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины 

основная литература

  1. Информатика: учеб. пособие. Ч. 1 / Т.Ю. Бугакова,  С.Ю. Кацко,  С.А. Егорова, Н.В. Деева, Н.А. Баландина, Е.В. Михайлович; под общ.  ред. С.Ю. Кацко. – Новосибирск: СГГА, 2010.  – 234 с. 
  2. Информатика: учеб. пособие. Ч. 2 / С.М. Горбенко, Т.Ю. Бугакова, С.Ю. Кацко, Н.П. Артемьева, Е.В. Михайлович; под общ. ред. С.Ю. Кацко – Новосибирск: СГГА, 2010. – 260 с.
  3. Информатика: учеб. пособие. Ч. 3 / С.М. Горбенко, С.Ю. Кацко,  Н.П. Артемьева, С.А. Егорова, Н.В. Деева, С.А. Вдовин;  под общ. ред. С.Ю. Кацко – Новосибирск: СГГА, 2011. – 168 с.
  4. Информатика. Базовый курс. 2-е издание / Под ред. Симоновича С.В. – СПб.: Питер, 2005. – 640 с.
  5. Могилев, А.В. Информатика / А.В. Могилев, Н.И. Пак, Е.К. Хеннер. – М.: Academia, 2004. – 848 с.
  6. Бройдо, В.Л. Архитектура ЭВМ и систем: учебник для вузов / В.Л. Бройдо, О.П. Ильина. – СПб.: Питер, 2006. – 718 с.
  7. Михаэль Райтингер, Геральд Муч. Visual Basic 6 для пользователя: пер. с нем. – Издательская групп BHV, 1999. – 416 с.

дополнительная литература

  1. Стив Джонсон. Microsoft Office 2007. – М.: НТ Пресс, 2009. – 720 с.
  2. Кошелев, В.Е. Excel 2007. Эффективное использование / В.Е. Кошелев. – М.: Бином-Пресс, 2008. – 544 с.
  3. Фридланд, А.Я. Информатика и компьютерные технологии. Основные термины. Толков. слов. Более 1000 базовых понятий и терминов. – 3-е изд., испр. и доп. / А.Я. Фридланд, Л.С. Ханамирова, И.А. Фридланд. – М.: ООО "Издательство Астрель"; ООО "Издательство АСТ", 2003. – 272 с.
  4. Скотт Келби. Adobe Photoshop CS4. Справочник по цифровой фотографии. – М.: Вильямс, 2009. – 480 с.
  5. Миронов, Д.Ф. CorelDraw 12: учебный курс / Д.Ф. Миронов. – СПб.: Питер, 2004. – 442 с.
  6. Волченков, Н.Г. Программирование на Visual Basic 6: В 3-х ч. / Н.Г. Волченков. – М.: ИНФРА-М, 2000. – 288 с.
программное обеспечение и Интернет-ресурсы
  1. Интернет Университет Информационных Технологий – http://www.intuit.ru/
  2. Книги по информационным технологиям – http://www.books.everonit.ru/
  3. Федеральный портал «Российское образование»   - http://www.edu.ru/
  4. Интегральный каталог ресурсов Федерального портала «Российское образование» -  http://soip-catalog.informika.ru/
  5. Федеральный фонд учебных курсов -  http://www.ido.edu.ru/ffec/econ-index.html
  6. Интернет-энциклопедия «Википедия». – http://ru.wikipedia.com/

Материально-техническое обеспечение дисциплины

Учебные классы, оборудованные компьютерами с операционной системой Microsoft Windows XP и более поздними версиями ОС. На рабочих машинах должны быть установлены пакеты Microsoft Office 2007  (или более поздней версии), приложение Microsoft Visual Basic 6.0 (или более поздней версии). Доступ в Интернет.

Методические рекомендации по организации изучения дисциплины

Образовательные технологии: лекционные занятия, домашнее задание по аппаратному и программному обеспечению компьютера, практические работы с использованием программного пакета Microsoft Office, приложения Microsoft Visual Basic 6.0  и ресурсов Интернета.


Программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС ВПО с учетом рекомендаций и Примерной ООП ВПО по направлению «Геодезия и дистанционное зондирование».

Автор программы: к.т.н., доцент каф. прикладной информатики СГГА Бугакова Т.Ю.
Comments