Утверждена в 2011 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА


Дисциплина Информатика
Направление подготовки  022000
Экология и природопользование 
Профиль подготовки  Геоэкология, природопользование
Квалификация (степень) выпускника  бакалавр 
Форма обучения  очная 









Цели освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины
  • ознакомление студентов с концептуальными основами информатики как современной комплексной фундаментальной науки, используемой для практического применения по специальности (в экосистемах и биосфере).
В процессе освоения данной дисциплины студент формирует и демонстрирует следующие общекультурные компетенции:
  • применение базовых представлений об основах общей информатики, информационных технологиях и информационных процессах в материальном и физическом мире;
  • умение самостоятельно формулировать проблему и решать ее при помощи средств информатики;
  • практическое  использование основ  информатики для мониторинга, оценки состояния природной среды и охраны живой природы.
Задачи дисциплины:
  • изучение основных законов и концепций информатики;
  • сбор, обработка, хранение и пересылка информации,  работа с файлами;
  • изучение основных устройств ЭВМ и сетей;
  • изучение комплекса прикладных программ для работы на ЭВМ и в сетях;
  • изучение языка VBA для написания собственных модулей для обработки информации.

Место дисциплины в структуре ООП ВПО

Данная дисциплина относится к циклу "Математический и естественнонаучный" (к его Базовой части). 
Для изучения дисциплины студент должен иметь базовые знания из курса математики, физики и информатики программы школьного курса.

Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

В результате освоения дисциплины обучающийся должен демонстрировать следующие результаты образования:
  1. Знать (ОК-6): 
    • иметь базовые знания в области информатики и современных информационных технологий;
    • использовать ресурсы Интернет; 
    • уметь работать с информацией для решения профессиональных и социальных задач.
  2. Уметь (ОК-2):
    • уметь логически верно формулировать задачи и выстраивать логику их решения.
  3. Владеть:
            общекультурными (ОК):
    • владеть культурой мышления, способностью к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей её достижения (ОК-1);
    • уметь работать с информацией из различных источников для решения профессиональных и социальных задач (ОК-7);
    • понимать сущность и значение информации в развитии современного информационного общества (ОК-12);
    • владеть основными методами, способами и средствами получения, хранения, переработки информации, иметь навыки работы с компьютером как средством управления информацией (ОК-13).

            общенаучными:

    • обладать базовыми знаниями в области фундаментальных разделов информатики в объеме, необходимом для обработки информации и анализа данных по экологии и природопользованию (ПК-1);
    • иметь навыки идентификации и описания информации, ее оценки современными методами обработки информации (ПК-2).

Структура и содержание дисциплины

№ п.п.
Раздел дисциплины
Семестр
Неделя семестра
Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость (в часах)
Формы текущего контроля успеваемости (по неделям семестра). Формы промежуточной аттестации (по семестрам)
1
Основные понятия и методы теории информатики и кодирования. Сигналы, данные, информация. Общая характеристика процессов сбора, передачи, обработки и накопления информации
1
1,2
4 л
2 лаб
Тест, индивидуальные задания
2
Технические средства реализации информационных процессов
1
3,4
4 л

Тест
3
Программные средства реализации информационных процессов
1
5-11
14 л
8 лаб
Тест,  контр. работа
4
Алгоритмизация и программирование
1
12-17
12 л
6 лаб
Индивидуальные задания
Итог





зачет



Темы, разделы дисциплины
Количество часов
Компетенции
ОК-6
ОК-2
ОК-1
ОК-7
ОК-12
ОК-13
ПК-1
ПК-2
Общее количество компетенций
Раздел 1. Основные понятия и методы теории информатики и кодирования. Сигналы, данные, информация. Общая характеристика процессов сбора, передачи, обработки и накопления информации
6









Тема 1. Сообщения, данные, сигнал, атрибутивные свойства информации, показатели качества информации, формы представления информации. Системы передачи информации
2


+
+
+
+
+
+
6
Тема 2. Меры и единицы количества и объема информации
2


+
+


+
+
4
Тема 3. Позиционные системы счисления
2


+
+
+
+

+
5
Раздел 2. Технические средства реализации информационных процессов
4









Тема 1. Логические основы ЭВМ
1
+





+

2
Тема 2. История развития ЭВМ. Понятие и основные виды архитектуры ЭВМ
1
+
+






2
Тема 3. Состав и назначение основных элементов персонального компьютера, их характеристики
1
+
+




+

3
Тема 4. Запоминающие устройства: классификация, принцип работы, основные характеристики
0,5






+

1
Тема 5. Устройства ввода/вывода данных, их разновидности и основные характеристики
0,5






+

1
Раздел 3. Программные средства реализации информационных процессов
22









Тема 1. Понятие системного и служебного (сервисного) программного обеспечения: назначение, возможности, структура. Операционные системы
4
+







1
Тема 2. Файловая структура операционных систем. Операции с файлами
2


+
+



+
3
Тема 3. Технологии обработки текстовой информации
8





+
+
+
3
Тема 4. Электронные таблицы
8
+



+
+
+
5
Раздел 4. Алгоритмизация и программирование
18









Тема 1. Понятие алгоритма и его свойства. Блок-схема алгоритма
1

+
+



+
+
4
Тема 2. Основные алгоритмические конструкции. Базовые алгоритмы
1
+
+




+
+
4
Тема 3. Программы линейной структуры
2
+
+




+
+
4
Тема 4. Операторы ветвления, операторы цикла
14
+
+




+
+
4
Итого
50









Образовательные технологии 

В соответствии с требованиями ФГОС ВПО по направлению подготовки реализация компетентностного подхода должна предусматривать широкое использование в учебном процессе активных и интерактивных форм проведения занятий (разбор конкретных ситуаций) в сочетании с внеаудиторной работой с целью формирования и развития профессиональных навыков обучающихся. В рамках учебных курсов должны быть предусмотрены встречи с представителями российских и зарубежных компаний, государственных и общественных организаций, мастер-классы экспертов и специалистов.

Применение рейтинговой системы аттестации студентов. 

Удельный вес занятий, проводимых в интерактивных формах, определяется главной целью (миссией) программы, особенностью контингента обучающихся и содержанием конкретных дисциплин, и в целом в учебном процессе они составляют 100 % лабораторных занятий. Занятия лекционного типа для соответствующих групп студентов составляют 100 % аудиторных занятий с применением слайдов. 

Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины и учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов

Оценочными средствами для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины являются контрольные работы  по текстовым редакторам и электронным таблицам и тесты по информации, операционным системам текстовому редактору и электронным таблицам. По разделу «Алгоритмизация и программирование» выполняются индивидуальные задания по каждой теме.

Список вопросов для подготовки к зачету

  1. Информация в материальном мире
  2. Свойства информации
  3. Носители данных
  4. Операции с данными
  5. Кодирование информации в ЭВМ
  6. Кодирование целых и вещественных чисел
  7. Кодирование текстовых данных
  8. Кодирование графических данных
  9. Системы счисления
  10. Логические основы ЭВМ
  11. Основные структуры данных
  12. Файлы и файловая структура
  13. Понятие о файловой структуре
  14. Технические и программные средства реализации информационных процессов
  15. Упрощённая структура персонального компьютера
  16. Операционные системы. Основные понятия
  17. Операционная система MS-DOS
  18. Работа с файлами в MS-DOS
  19. Работа с каталогами в MS-DOS
  20. Работа с экраном и принтером в MS-DOS
  21. Операционная система WINDOWS
  22. Изменение вида рабочего стола и настройка параметров WINDOWS
  23. Работа с файлами и папками
  24. Microsoft Word 2007
  25. Окно MS Word 2007
  26. Параметры страницы документа
  27. Параметры абзаца
  28. Оформление символов и текста документа
  29. Исправление текста
  30. Перемещение (копирование) текста и графики
  31. Создание рисунков
  32. Создание таблицы
  33. Заполнение таблицы
  34. Модификация таблицы
  35. Добавление строк (столбцов)
  36. Удаление строк (столбцов), ячеек
  37. Ввод уравнений и специальных символов
  38. Ввод списков
  39. Использование объектов других программ
  40. Запуск Excel 2007
  41. Элементы окна Excel 2007
  42. Ввод и редактирование данных
  43. Простое копирование
  44. Специальное копирование
  45. Автоматическое заполнение
  46. Ссылки на ячейки других таблиц
  47. Установка высоты и ширины ячеек
  48. Операции над рабочими листами
  49. Оформление таблиц
  50. Вставка примечаний
  51. Простое суммирование
  52. Функции в Excel
  53. Мастер функций
  54. Использование статических функций
  55. Функции даты и времени
  56. Финансовые функции
  57. Использование нескольких несмежных областей в формулах массивов
  58. Индикация формул в ячейках
  59. Решение систем линейных уравнений
  60. Рисование в Excel
  61. Редактирование объектов рисования
  62. Построение диаграмм и редактирование диаграмм
  63. Редактирование текста заголовка
  64. Редактирование разметки осей
  65. Редактирование поля графика
  66. Динамическая связь данных
  67. Печать диаграмм
  68. Печать рабочего листа с линиями сетки
  69. Основные понятия языка VBA
  70. Создание функций пользователя
  71. Встроенные типы данных
  72. Обьявление переменных
  73. Обьявление  массивов переменных
  74. Объявление констант
  75. Операции языка VBA
  76. Встроенные функции
  77. Функции пользователя
  78. Оператор присваивания
  79. Оператор комментариев
  80. Процедуры
  81. Операторы управления
  82. Операторы повтора
  83. Встроенные диалоговые окна
  84. Окно ввода информации
  85. Встроенные диалоговые окна для обмена сообщениями
  86. Диалоговые окна пользователей

Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины 

основная литература

  1. Информатика: учеб. Пособие. Ч.1/Т.Ю. Бугакова,  С.Ю. Кацко,  С.А. Егорова, Н.В. Деева, С.А. Баландина , Е.В. Михайлович; под общ.  Ред. С.Ю. Кацко. – Новосибирск: СГГА, 2010,  – 234 с. 
  2. Информатика: учеб. Пособие. Ч.2/С.М. Горбенко, Т.Ю. Бугакова , С.Ю. Кацко, Н.П. Артемьева, Е.В. Михайлович; под общ. Ред. С.Ю. Кацко – Новосибирск: СГГА, 2010. – 260 с.
  3. Информатика: учеб. Пособие. Ч.3/ С.М. Горбенко, С.Ю. Кацко,  Н.П. Артемьева, С.А. Егорова, Н.В. Деева, С.А. Вдовин;  под общ. Ред. С.Ю. Кацко – Новосибирск: СГГА, 2011. – 168 с.
  4. Егорова С.А., и др. Информатика. Метод. Указания к лабораторным работам для студентов 1-го и 2-го курсов. – Новосибирск: СГГА, 1999.
  5. Горбенко С. М. Основы информатики. Ч 3.Новосибирск: СГГА, 1998. –93 с.: ил.
  6. Егорова С. А., Т. С. Зайцева, В. В. Комиссаров, М. И. Кузьмин, М. М. Михалицин, Н. Э. Унру. Информатика. – Новосибирск: СГГА, 1999 – 60 с. 
  7. Гюнтер Штайнер Word 2000 – М.:”Бином”, 2000. – 346 с.: ил.
  8. Каймин В. А. Информатика. Учебник для ВУЗов. – 2000. – 272 с.: ил.
  9. Под редакцией проф. Н. В. Макаровой. Информатика. Учебник для студентов экономических ВУЗов. М.: Финансы и статистика, 2000. – 786с. 
  10. Под редакцией проф. Н. В. Макаровой. Информатика. Практикум по технологии работы на компьютере. М.: Финансы и статистика, 2000. – 256 с.: ил.
  11. Под ред. С. В. Симоновича. Информатика. Базовый курс. Учебник для ВУЗов. – СПб.: Питер Ком, 2000. – 640 с.: ил.
  12. Столяров А., Столярова Е. «Шпаргалка по Excel 7.0» Windows 95. Учебник. Самоучитель. Справочник. – М.: «Вербо», 1997. – 260 с.: ил.

дополнительная литература

  1. Богумирский Борис. Энциклопедия. Windows 98 (второе издание). – СПб.: Питер Ком, 1999. – 896 с.: ил.
  2. Визе Макс. Excel 7.0 для Windows 95. Русская версия. Под ред. С. Молявко. – М.: «Бином»., 1996. – 240 с.: ил.

программное обеспечение и Интернет-ресурсы 

Материально-техническое обеспечение дисциплины

Материально-техническое обеспечение дисциплины предполагает использование персональных компьютеров, мультимедийных средств; интерактивной доски, электронных презентационных материалов, электронно-методических комплексов по дисциплине «Информатика». 


Программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС ВПО с учетом рекомендаций и ПрООП ВПО по направлению и профилю подготовки с использованием материалов УМК-комплексов.

Автор программы: доцент каф. прикладной информатики СГГА Деева Н.В.

Ċ
Станислав Кацко,
3 нояб. 2011 г., 7:21
Comments