Утверждена в 2011 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА


Дисциплина Информатика
Направление подготовки  021300  
Картография и геоинформатика 
Профиль подготовки   
Квалификация (степень) выпускника  бакалавр 
Форма обучения  очная 















Цели и задачи освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины
  • Целями освоения дисциплины "Информатика" является ознакомление студентов с концептуальными основами информатики как современной комплексной фундаментальной науки, используемой для практического применения в профессиональной деятельности.  
Задачами изучения данного курса являются:
  • изучение основных законов и концепций информатики; 
  • сбор, обработка, хранение и пересылка информации, работа с файлами;
  • изучение основных устройств ЭВМ и компьютерных сетей;
  • изучение комплекса прикладных программ для работы на ЭВМ и в сетях;
  • изучение языка VBA для написания собственных модулей для обработки информации.

Место дисциплины в структуре ООП бакалавриата

Данная дисциплина относится к циклу ЕН «Математический и естественнонаучный» (к Базовой части).
Для изучения дисциплины студент должен иметь базовые знания из курса информа-тики программы общего школьного образования.
Связи с последующими дисциплинами: Основы геоинформатики; Создание ГИС; Базы пространственных данных; Цифровая картография.

Требования к результатам освоения дисциплины

Освоение дисциплины направлено на формирование:
  • общекультурных компетенций
  • владеть культурой мышления, способностью к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения (ОК-1);
  • понимать сущность и значение информации в развитии современного информационного общества, сознавать опасности и угрозы, возникающие в этом процессе, соблюдать основные требования информационной безопасности, в том числе защиты государственной тайны (ОК-9);
  • владеть основными методами, способами и средствами получения, хранения, переработки информации, навыками работы с компьютером как средством управления информацией (ОК-10).
    профессиональных компетенций
  • владеть базовыми знаниями в области информатики: иметь навыки использования программных средств и работы в компьютерных сетях, уметь создавать базы данных и использовать ресурсы Интернет (ПК-2).
    общепрофессиональных компетенций
  • уметь использовать навыки работы с информацией из разных источников для решения профессиональных и социальных задач (ПК-10).
В результате освоения дисциплины обучающийся должен

Знать:
характеристики информации, её единицы измерения; современные достижения информатики, архитектуру, техническое и программное обеспечение персональных компьютеров; назначение, состав и структуру современных операционных систем;требования к информационной безопасности(ОК-1, ОК-9).????
Умeть:
уверенно работать на персональном компьютере в качестве пользователя;работать с программными средствами общего назначения, соответствующими современным требованиям мирового рынка; работать с текстовыми документами (создание, форматирование, редактирование);выполнять расчеты в среде электронных таблиц, знать назначение встроенных функций электронных таблиц;создавать графические иллюстрации (диаграммы, схемы);осуществлять обработку информации с помощью баз данных;работать в сети интернет, осуществлять поиск информации(ОК-10, ПК-2).
Владеть:
самостоятельной работой с внешними носителями информации для обмена данными между устройствами компьютера; компьютерными технологиями для выполнения операций над документами, работой с электронными таблицами и базами данных;приёмами антивирусной защиты; навыками использования современных информационных технологий для решения прикладных задач по специальности(ПК-10).

Объём дисциплины и виды учебной работы

Общая трудоемкость дисциплины "Информатика" составляет 6 зачетных единиц 216 часов.


Вид учебной работы
Всего часов
Семестры   
1
Аудиторные занятия (всего)
85
85
В том числе:


Лекции
36
36
Практические занятия (ПЗ)
49
49
Семинары (С)


Лабораторные работы (ЛР)


Самостоятельная работа (всего)            
95
95
В том числе:


Курсовой проект (работа)


Расчётно-графические работы


Реферат


Другие виды самостоятельной работы





Вид промежуточной аттестации
(зачёт, экзамен)
экзамен
экзамен
Общая трудоёмкость часы
180
180
зачётные единицы
6
6
   

Содержание дисциплины

Содержание разделов дисциплины

 
Кол-во часов
ОК-1
ОК-9
ОК-10
ПК-2
ПК-7
ПК-15
Общее количество компетенций
Раздел 1. Основные понятия и методы теории информатики и кодирования. Сигналы, данные, информация. Общая характеристика процессов сбора, передачи, обработки и накопления информации  

+


+
       

2
Раздел 2. Технические средства реализации информационных процессов     + +       2
Раздел 3. Программные средства реализации информационных процессов       + + + + 4
Раздел 4. Модели решения функциональных и вычислительных задач  
+
     
+

+

3
Раздел 5. Алгоритмизация и программирование       +     + 2
Раздел 6. Локальные и глобальные сети ЭВМ. Защита информации в сетях.         +   + 2
Всего 180              

Разделы дисциплины и междисциплинарные связи с обеспечиваемыми (последующими) дисциплинами

№ п.п.

Наименование обеспечиваемых (последующих) дисциплин

№ разделов данной дисциплины, необходимых для изучения обеспечиваемых (последующих) дисциплин
1
2
3
4
5
6
1
ГИС в географии. Геоинформатика
+
+
+
+
+
+
2
Геоинформационные системы
+
+
+
+
+
+
3
Базы пространственных данных
+
+
+
+
+
+

Разделы дисциплины и виды занятий


№ п.п.
Наименование раздела дисциплины
Семестр
Неделя семестра
Лекц.
Практ. зан.
СРС
Всего

Формы текущего контроля успеваемости (по неделям семестра). Формы промежуточной аттестации (по семестрам)

1
Раздел 1. Основные понятия и методы теории информатики и кодирования. Сигналы, данные, информация. Общая характеристика процессов сбора, передачи, обработки и накопления информации
1 1-2 4 6 6 16
Тесты, контрольная работа
2
Раздел 2. Технические средства реализации информационных процессов
1 3-4 4 2 4 10
Тесты
3
Раздел 3. Программные средства реализации информационных процессов
1
5-11
14
20
40
74
Тесты, индивидуальные задания
4
Раздел 4. Модели решения функциональных и вычислительных задач
1
12
2

4
6
Тесты
5
Раздел 5. Алгоритмизация и программирование
1
12-14
6
10
23
39
Тесты, индивидуальные задания
6
Раздел 6. Локальные и глобальные сети ЭВМ. Защита информации в сетях
1
15-17
6
11
18
35
Тесты, индивидуальные задания

Практические задания

№ п.п.
№ раздела дисциплины
Темы практических заданий
Трудоемкость (час.)
1
1
Кодирование информации. Системы счисления
12
2
3
Операционная система Windows. Программные средства Microsoft Office
60
3
4,5
Алгоритмизация. Программирование на Visual Basic
33
4
6
Глобальная сеть Internet. Язык разметки HTML
29

Образовательные технологии 

В соответствии с требованиями ФГОС ВПО по направлению подготовки реализация компетентностного подхода предусматривает широкое использование в учебном процессе активных и интерактивных форм проведения занятий (разбор конкретных ситуаций) в сочетании с внеаудиторной работой с целью формирования и развития профессиональных навыков обучающихся. В рамках учебных курсов предусмотрены встречи с представителями российских и зарубежных компаний, государственных и общественных организаций, мастер-классы экспертов и специалистов.
Применение рейтинговой системы аттестации студентов. 
Удельный вес занятий, проводимых в интерактивных формах, определяется главной целью (миссией) программы, особенностью контингента обучающихся и содержанием конкретных дисциплин, и в целом в учебном процессе они составляют 50 % лабораторных занятий. Занятия лекционного типа с применением слайдов составляют 100 % аудиторных занятий.

Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины и учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов

Оценочными средствами для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины являются контрольные работы по текстовым редакторам, электронным таблицам, базам данных и тесты по теории информации, основам логики, аппаратным компьютерным средствам, операционным системам, текстовому редактору, электронным таблицам, базам данных. По разделу «Алгоритмизация и программирование» выполняются индивидуальные задания по каждой теме.

Список вопросов для подготовки экзамену

  1. Что такое информатика?
  2. Что такое данные?
  3. Какое количество информации содержится в 1 бите?
  4. Что такое система счисления?
  5. Как записываются числа в 16-ричной системе счисления?
  6. Почему в компьютерной технике используется двоичная система счисления?
  7. Почему в компьютерной литературе используется 16-ричная система счисления?
  8. Каким образом кодируются числовые данные, графические изображения, звук? 
  9. Алгебра логики. Понятие «логическое высказывание». Примеры логических высказываний.
  10. Логические связки «И», «ИЛИ», «НЕ». Примеры. Логические формулы. Таблицы истинности.
  11. Какие устройства являются древнейшими образцами вычислительной техники?
  12. Как назывались первые механические вычислительные машины?
  13. Что такое гибкое программирование? Кто и в каком устройства впервые его применил?
  14. Что такое ПК, микро-ЭВМ, мини-ЭВМ, большие ЭВМ?
  15. Какие аппаратные платформы ПК наиболее распространены?
  16. Какие типы монитора Вам известны?
  17. Из каких устройств состоит процессор?
  18. Какие виды компьютерной памяти Вам известны?
  19. Какие уровни программного обеспечения существуют?
  20. Дайте определение операционной системы.
  21. Перечислите основные функции операционной системы.
  22. Какие существуют файловые системы?
  23. Что происходит в памяти компьютера при удалении файла?
  24. Что такое BIOS?
  25. Что такое многозадачность?
  26. Какие операционные системы наиболее распространены сегодня?
  27. Эволюция средств вычислительной техники. Поколения компьютеров.
  28. Понятие об архитектуре и структуре компьютера. Основные архитектурные решения. Архитектура фон Неймана. Принципы Джона фон Неймана.
  29. Понятие «компьютер». Состав и назначение основных элементов персонального компьютера, их характеристики.
  30. Запоминающие устройства, устройства ввода/вывода: классификация, принцип работы, основные характеристики.
  31. Понятие «Программное обеспечение». Системное и сервисное программное обеспечение: назначение, возможности.
  32. Операционные системы: понятие, функции, классификация. Организация файловой системы операционных систем. Операции с файлами.
  33. Компоненты операционной системы. Виды интерфейсов пользователя. Взаимодействие с аппаратным обеспечением.
  34. Понятие «Программное обеспечение». Прикладное программное обеспечение: назначение, возможности, структура.
  35. Электронные таблицы: понятие, история возникновения. Основные характеристики электронной таблицы MS Excel.
  36. Ввод различных видов информации в MS Excel. Редактирование листа MS Excel.
  37. Формулы и функции в MS Excel. Понятие «ссылка» в MS Excel. Основные виды ссылок, их особенности.
  38. Ошибки в функциях в MS Excel. Построение диаграмм и графиков.
  39. Понятие «банк данных», «база данных». Компоненты, пользователи банка данных. Классификация баз данных.
  40. Понятие «система управления базами данных». Классификация СУБД.
  41. Модели данных: понятие, основные виды и их характеристики. Реляционная модель данных, её особенности.
  42. MS Access, её структура. Основные типы данных, используемые в MS Access. Понятие о ключевом поле. Таблицы в MS Access. Основные типы связей между таблицами.
  43. Запросы в MS Access. Основные типы запросов. Формы и отчеты в MS Access.
  44. Чем отличаются локальные и глобальные сети?
  45. Что такое топология сети?
  46. Перечислите основные топологии сетей.
  47. Какие виды кабеля используются при передаче данных по компьютерным сетям?
  48. Какие службы существуют в Интернете?
  49. Что такое протокол?
  50. Что такое вирус?
  51. Назовите основные правила защиты от вирусов.
  52. Что такое электронная подпись?
  53. Что такое HTML? Парные и непарные теги.
  54. Разработка Web-страницы при помощи HTML.
  55. Что такое модель?
  56. Какие существуют виды моделей?
  57. Что такое язык программирования выского уровня?
  58. Что такое парадигма программирования?
  59. Назовите три основных принципа объектно-ориентированного программирования.
  60. Что такое структурное программирование?
  61. Что такое трансляция, компиляция и интерпретация?
  62. Что такое алгоритм?
  63. Какие фигуры используются в блок-схемах?
  64. Что такое переменная?
  65. Какие типы переменных существуют в языке Visual Basic?
  66. Назовите операторы ввода и вывода в языке Visual Basic.
  67. Какой синтаксис имеет условный оператор в языке Visual Basic?
  68. Какой синтаксис имеет оператор цикла в языке Visual Basic?
  69. Что такое массив?
  70. Что такое функция?

Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины 

основная литература

  1. Информатика: учеб. пособие. Ч. 1 / Т.Ю. Бугакова,  С.Ю. Кацко,  С.А. Егорова, Н.В. Деева, Н.А. Баландина, Е.В. Михайлович; под общ.  ред. С.Ю. Кацко. – Новосибирск: СГГА, 2010.  – 234 с. 
  2. Информатика: учеб. пособие. Ч. 2 / С.М. Горбенко, Т.Ю. Бугакова, С.Ю. Кацко, Н.П. Артемьева, Е.В. Михайлович; под общ. ред. С.Ю. Кацко – Новосибирск: СГГА, 2010. – 260 с.
  3. Информатика: учеб. пособие. Ч. 3 / С.М. Горбенко, С.Ю. Кацко,  Н.П. Артемьева, С.А. Егорова, Н.В. Деева, С.А. Вдовин;  под общ. ред. С.Ю. Кацко – Новосибирск: СГГА, 2011. – 168 с.
  4. Информатика. Базовый курс. 2-е издание / Под ред. Симоновича С.В. – СПб.: Питер, 2005. – 640 с.
  5. Могилев, А.В. Информатика / А.В. Могилев, Н.И. Пак, Е.К. Хеннер. – М.: Academia, 2004. – 848 с.
  6. Бройдо, В.Л. Архитектура ЭВМ и систем: учебник для вузов / В.Л. Бройдо, О.П. Ильина. – СПб.: Питер, 2006. – 718 с.
  7. Михаэль Райтингер, Геральд Муч. Visual Basic 6 для пользователя: пер. с нем. – Издательская групп BHV, 1999. – 416 с.

дополнительная литература

  1. Стив Джонсон. Microsoft Office 2007. – М.: НТ Пресс, 2009. – 720 с.
  2. Кошелев, В.Е. Excel 2007. Эффективное использование / В.Е. Кошелев. – М.: Бином-Пресс, 2008. – 544 с.
  3. Фридланд, А.Я. Информатика и компьютерные технологии. Основные термины. Толков. слов. Более 1000 базовых понятий и терминов. – 3-е изд., испр. и доп. / А.Я. Фридланд, Л.С. Ханамирова, И.А. Фридланд. – М.: ООО "Издательство Астрель"; ООО "Издательство АСТ", 2003. – 272 с.
  4. Скотт Келби. Adobe Photoshop CS4. Справочник по цифровой фотографии. – М.: Вильямс, 2009. – 480 с.
  5. Миронов, Д.Ф. CorelDraw 12: учебный курс / Д.Ф. Миронов. – СПб.: Питер, 2004. – 442 с.
  6. Волченков, Н.Г. Программирование на Visual Basic 6: В 3-х ч. / Н.Г. Волченков. – М.: ИНФРА-М, 2000. – 288 с.

программное обеспечение и Интернет-ресурсы 

  1. Интернет Университет Информационных Технологий – http://www.intuit.ru/
  2. Книги по информационным технологиям – http://www.books.everonit.ru/
  3. Федеральный портал «Российское образование»   - http://www.edu.ru/
  4. Интегральный каталог ресурсов Федерального портала «Российское образование» -  http://soip-catalog.informika.ru/
  5. Федеральный фонд учебных курсов -  http://www.ido.edu.ru/ffec/econ-index.html
  6. Интернет-энциклопедия «Википедия». – http://ru.wikipedia.com/

Материально-техническое обеспечение дисциплины

Учебные классы, оборудованные компьютерами с операционной системой Microsoft Windows XP и более поздними версиями ОС. На рабочих машинах должны быть установлены пакеты Microsoft Office 2007  (или более поздней версии), приложение Microsoft Visual Basic 6.0 (или более поздней версии). Доступ в Интернет.

Методические рекомендации по организации изучения дисциплины

Образовательные технологии: лекционные занятия, домашнее задание по аппаратному и программному обеспечению компьютера, практические работы с использованием программного пакета Microsoft Office, приложения Microsoft Visual Basic 6.0  и ресурсов Интернета.

Программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС ВПО с учетом рекомендаций и Примерной ООП ВПО по направлению «Картография и геоинформатика».

Автор программы: доцент каф. прикладной информатики СГГА, к.т.н. Бугакова Т.Ю.
Ċ
Станислав Кацко,
3 нояб. 2011 г., 7:20
Comments