Модели решения функциональных и вычислительных задач


Моделирование как метод познания. Классификация и формы представления моделей. Информационная модель объекта

Абстрактные (нематериальные) – не имеют реального воплощения. Их основу составляет информация. это теоретический метод познания окружающей среды. По признаку реализации они бывают:  мысленные и вербальные; информационные.


Алгоритмические модели – представляют процесс в виде программы, записанной на специальном языке.


Вербальные (от лат. verbalis – устный) – мысленные модели, выраженные в разговорной форме. Используется для передачи мыслей.


Динамические – модели, описывающие процессы изменения и развития системы (изменения объекта во времени). 


Игровые модели – это военные, экономические, спортивные, деловые игры. Эти модели как бы репетируют поведение объекта в различных ситуациях, проигрывая их с учетом возможной реакции со стороны конкурента, союзника или противника. С помощью игровых моделей можно оказывать психологическую помощь больным, разрешать конфликтные ситуации.


Имитационные модели имитируют реальность с той или иной степенью точности. Эксперименты с моделей проводят при разных исходных данных. По результатам исследования делаются выводы. Такой метод подбора правильного решения получил название (метод проб и ошибок).


Информационные модели – целенаправленно отобранная информация об объекте, которая отражает наиболее существенные для исследователя свойства этого объекта.


Классификация моделей по отрасли знаний - это классификация по отрасли деятельности человека: математические, биологические, химические, социальные, экономические, исторические и тд.

 

Материальные – это предметные (физические) модели. Они всегда имеют реальное воплощение. Отражают внешнее свойство и внутреннее устройство исходных объектов, суть процессов и явлений объекта-оригинала.


Моделирование – создание и использование моделей для изучения оригинала.

 

Модель – объект, который обладает некоторыми свойствами оригинала и используется вместо него.

 

Мысленные модели – формируются в воображении человека в результате раздумий, умозаключений, иногда в виде некоторого образа. Это модель способствует сознательной деятельности человека.


Научно – технические модели -  создаются для исследования процессов и явлений. К таким моделям можно отнести прибор для получения грозового электрического разряда или стенд для проверки телевизоров.


Опытные модели – это уменьшенные или увеличенные копии проектируемого объекта. Используют для исследования и прогнозирования его будущих характеристик.


Система – сложный объект, состоящий из взаимосвязанных частей (элементов). Всякая система имеет определенное назначение (цель).


Статические – модели, описывающие состояние системы в определенный момент времени (единовременный срез информации по данному объекту).


Структура – совокупность связей между элементами системы. Структура систем зависит от поставленной цели.


Учебные модели – используются при обучении. Это могут быть наглядные пособия, различные тренажеры, обучающие программы.


Comments